ПеревалУвлечение Никко — наблюдать за птицами. Видел он их немало, почти 500 видов, что является очень высоким результатом даже для профессиональных орнитологов. Казалось бы, обычная история, если бы не одно но. Никко — неудавшийся самоубийца. Теперь он хочет довести дело до конца. На сайте самоубийц он познакомился с девушкой по имени Стиви. Она так же планирует свести счеты с жизнью. Вместе с Никко она проводит немало времени, иногда они наблюдают за птицами. Никко мало что радует в жизни, но еще больше его раздражают браконьеры и охотники. Одного такого он случайно убивает. Теперь, когда на него падает подозрение полиции, ему точно пора отправляться на тот свет. Но Стиви неожиданно совершает поступок, который разом меняет его приоритеты.
Фильмов о самоубийцах немало, но немного таких, которые с особой пронзительностью показывают угасание воли к жизни без ярких картинок сумасшествия. В том и дело, что ни Никко, ни Стиви не сумасшедшие. Их решение о самоубийстве подпитано очень тонким отношением к жизни, медленным выгоранием самого желания жить, затяжным внутренним кризисом. На теле этой болезни распускаются причудливые цветы, в частности, увлечение орнитологией. Есть в этом что-то дзенское. Никко и Стиви, убедив себя в необходимости умереть, превращают свои последние дни в мрачноватый и одновременно веселый игровой аттракцион, позволяющий им вести себя удивительно раскованно. Это странное обретение свободы перед смертью не имеет ничего общего с той, которую обретали примитивные искатели материальных удовольствий в «Пока не сыграл в ящик». Это неумное, рассчитанное на глупого зрителя американское кино говорит, что надо брать от жизни все. «Кровь пеликана» же говорит, что от жизни ничего взять нельзя. Кроме разве что наблюдения за птицами.
Особо пронзительной получилась сцена самоубийства. Без спецэффектов и компьютерной графики, которая вызвала бы только отторжение, режиссеру удалось, наверное, передать самую суть опыта смерти. Страха эта сцена не вызывает, но оставляет очень глубокое впечатление. Вообще в этом фильме нет ничего банального и предсказуемого. Это настоящее откровение о никчемной жизни современного городского жителя, а метафора пеликана придает ему то самое двойное дно, которого лишено большинство фильмов о самоубийцах. Здесь нет даже осуждения самоубийства, обязательного для допущенных до массового зрителя фильмов. Жизнь изображается как череда впадин и перевалов. Когда ты во впадине, ты готов перерезать себе вены. Когда на перевале — получаешь отсрочку. Никакого краснощекого жизнеутверждения. Но совет тем, кто устал от жизни, здесь все же может быть прочитан. Он состоит в том, что иногда ради нас кем-то приносятся жертвы. Важно это вовремя распознать и задержаться на перевале.
9 из 10