Решать проблемы как ВикандерЭтот фильм настолько хорош, что мне аж отбило красноречие.
Иногда садишься перед экраном и молишься, чтобы на этот раз показали что-то настоящее, такое слегка сплющенное, как неприметное плоское латунное кольцо, но живое. Как ветер. Ветер не имеет цвета и в целом довольно скучный — дует себе и дует без конца; но думаю, без него нам было бы тоскливо.
Может быть, оттого, что я пока не слишком знакома со скандинавским кинематографом, мне нравятся все картины, которые я смотрю, — а я как раз основательно села их смотреть. Вот, уже целых две осилила. Первый был норвежский, и он такой же — холодно-прямолинейный и с очень молчаливыми актерами.
Викандер не надоедает. При ее совсем небольшом диапазоне эмоций на лице она не натянутая, но скорее правильно напряженная — в любом случае, скованность, прямота, как у упрямой палки, которая не желает ломаться, показывает Катарину с ее особенной, почти поствоенно-синдромной стороны. Сразу себя узнаешь в двадцать лет. Когда подростковый максимализм уже, слава богу, позади, наступает следующая, не менее проблематичная фаза черного-белого, и пошло все к чертям. Перестает хотеться вдаваться в подробности. В двадцать лет внезапно чувствуешь себя на сорок. Хочется взять Моцарта и уткнуться в него лицом, потому что все остальное осточертело.
Фильм очень прямолинейный, он очень монохромный по стилистике, в нем очень много классики, которая, вопреки распространенному мнению, не заходит всем подряд при любых условиях. Действительно проникнуться и стать ценителем и впрямь очень сложно. Почувствовать этот свет на лице, который возникает у Викандер, когда ее героиня отрешается от опостылевшей реальности на время и дает себе минуту насладиться музыкой. Из школы помню, что на самом деле, когда вот такие Алисии приводят тебя и твой класс на концерт и насильно заставляют «приобщаться к прекрасному», если не судьба тебе стать классическим гурманом, то остается осадок еще на долгое время. Классика порой бывает помпезной, громкой и вытесняющей тебя самого из твоего же тела — как мир Адама, дирижера. А тебе хочется чего-то изящного, стройного и одновременно прекрасного, надрывной музыки высшей пробы — как представление о реальности Катарины. Она не фантазерка и не фанатик, не инфантильная мымра, а боец с восстающими невежественными банальностями. Когда она кричит на своего парня за то, что тот смотрит американские ситкомы, мозгом понимаешь, что эти претензии — по поверхности, эгоистичные, они как вилка против цунами. Но на самом деле, в том обществе, где мы, в наше время, когда мы живем, только такие вилки и держат нас на плаву — может быть, они пластмассовые, не как в хороших домах, где вся примерная семья живет по кодексу благочестивости; может, нам негде ночевать и мы ночами выплакиваем все глаза — но по крайней мере, мы не смотрим американские ситкомы и можем искренне улыбаться в консерваториях.
P.S. Меня восхищает Катаринин прагматический подход к решению проблем с мужчинами.