На грани жанровЛино Вентура говорил, что в своих ранних ролях он пытался «деромантизировать» преступников. В фильме «Превращение мокриц» Лино Вентура и режиссёр Пьер Гранье-Дефер справились с этой задачей в полной мере. Картина балансирует на грани детектива в жанре «нуар», лирической мелодрамы и мрачной комедии.
Мир показан с точки зрения преступников, и конечно же персонаж Лино Вентуры (живущий «по понятиям» уголовник Альфонс) обладает харизмой, интеллектом, твёрдым характером и вызывает симпатию у зрителя. Однако дальше режиссёр выстраивает жизненный лабиринт, куда эти понятия и стереотипы поведения загоняют персонажа, и зрителю дают возможность увидеть грабителя-неудачника Альфонса со стороны. Сначала он предстаёт перед нами как бонвиван с художественным вкусом, и жизнь сама собой открывает перед ним перспективы. Однако любовь к комфорту и шику заставляет его искать лёгких и главное привычных путей из серии «украл, выпил, в тюрьму», поэтому дорогие картины будут заложены скупщику за бесценок, вырученные деньги вложены в покупку бесполезного воровского инструмента, членами преступной группы станут трусливые и хвастливые бездарности (для которых золотые 60-е также открывают массу лёгких путей в жизни)… Вроде бы любовь к женщине предоставляет герою возможность начать полноценную жизнь заново, но и это здесь всё не так просто, если ты мыслишь и главное действуешь по привычным стереотипам.
Игра Ирины Демик, Шарля Азнавура и атмосферичная музыка Джимми Смита обрамляют и оттеняют талантливую игру Лино Вентуры.
В фильме много откровенной социальной сатиры, поэтому его нельзя однозначно отнести к жанру «нуар», и вместе с тем фильм слишком серьёзен и местами мрачен, чтобы воспринимать его как комедию или пародию на детективный жанр.
Пусть специфическое название вас не отпугивает. Фильм достаточно легко смотрится, и вместе с тем он не однозначен — это картина «с двойным дном», где ход сюжета и каждый персонаж проявят себя непредсказуемо.