Фильм-фрескаТермин «картина» применяется как к живописным полотнам, так и кинофильмам. Поэтому иногда можно сравнить впечатление от фильма с впечатлением от живописи, это уместно. «Портрет буржуазии в черном» в этом смысле напоминает фреску — старую, потускневшую и чуть облупившуюся, но хранящую очарование и притягательность.
Недаром действие помещено в Венецию, но не такую которую обычно показывают туристам -площадь Сан Марко под сияющим солнцем, Канале Гранде с гондолами, роскошь Лидо. А Венецию красивую неброской, чуть печальной красотой — узкие улочки и мостики, некогда роскошные палаццо, ставшие серыми, но хранящие теплоту и память о страстях, которые когда то разыгрывались в их стенах.
Визуальный ряд безусловно превалирует в фильме над фабулой, которая воспринимается лишь как фон для красивых, чувственных людей в соответствующих интерьерах.
Юная Орнела Мути во всем блеске. Зента Бергер — классическая вамп. Капюсин (которую всё-таки привычнее называть Капучине, на итальянский манер ее псевдоним читается так) — такие глаза украшают любой кадр. Очарователен Стефано Патрици, актер фактически всего двух фильмов (вторым, а хронологически первым, по иронии судьбы стал другой «портрет», «Семейный портрет в интерьере» Висконти). Он ушел из кино, когда начала отцветать молодость, и «Портрет буржуазии в черном» получился прощанием с тем счастливым временем любви и эротики, когда молодым актером все любуются.
Несколько неуместными кажутся политические ремарки (предчувствие войны в муссолиниевской Италии ?) и финал. Всё остальное на уровне.
9 из 10