По пути розыГероиня анимэ Нанако Мисоно была рождена отнюдь не обычной девочкой. Слишком много было в ней заложено: глубина, чистота, желание мыслить, умение видеть. И всё же это был полевой цветок. Кто сказал, что полевым цветком быть стыдно? Их так много, среди них единственного не различишь. Но стоит приблизить лицо, вглядеться - и будешь очарован. Он разглядел её когда-то, ещё маленькую девочку, настойчиво задающую вопрос: кто ты? В самом деле, кто был он для неё, тот, кого она сама разглядит позже, кого выделит среди всех, кому будет писать ежедневно, начиная свои откровения-размышления словами 'Уважаемый старший брат'?
Японская певица и мангака Риёко Икэда когда-то сочинила историю про девочку-подростка Нанако, её подругу Томоко, её друзей и врагов, начало её взрослой жизни. Та мастер, что создала когда-то блистательный и горчайший образ женщины в мужском костюме, леди Оскар, та, что подарила поклонникам манга и анимэ незабываемые портреты и рокового красавца Акселя Ферзена, и лидеров французской Революции: Робеспьера, её мозга, - и Сен-Жюста, её омерзительно-кровавого кинжала, прекрасного, как одержимость, убийцы Сен-Жюста. Та самая, что рассказывала о судьбах не полевых цветов, но роз: тех, что обречены жить напоказ, пленять, быть объектом зависти и ненависти, и потому иметь жёсткие шипы, делающие красоту неприступной. В анимэ-сериале о ранней юности девочки Нанако, её первом годе обучения в престижной старшей школе 'Сэйран', розы тоже будут.
Белая, Рэй, леди Сен-Жюст, появится сразу. В своём вечном безупречно изысканном мужском костюме, она будет стоять в переполненном автобусе с томиком французской поэзии в руках, пепельноволосая и фиалковоглазая, семнадцатилетняя и отчаянно взрослая, сломанная, ломающаяся на глазах, живущая непонятной никому болью и виной. Судьба заставит двух девочек, старшую и младшую, внезапно оказаться в объятиях друг друга на минуту; эта минута продлится для младшей на всю жизнь, став тенью, тёмной и горькой параллельной спутницей её обычной, традиционной Первой Любви. Алая роза, в своих безупречно женственных, по-королевски сдержанно-великолепных одеждах, Фукико, леди Мия, шипами гордости охраняющая уходящее величие и неприкосновенность японской аристократии, - а вместе с этим и своё раненое многими ударами сердце, - появится позже, надменная, злая, ломающая, живущая непонятной никому ненавистью. Рядом с ними, опорой, радостью, силой, вечной поддержкой, будет цвести жёлтая роза, Каору; никто не будет знать, что таится за её стойкостью и жизнелюбием, юмором и несокрушимой, вызывающей почтение, не меньше, независимостью. Нанако, любимица матери и отчима, верная подружка, ребёнок с предсказуемыми мечтами, рвалась ли она в Сорорити, элиту элитной школы, нужна ли была ей судьба розы? Тем не менее, ей пришлось отыграть несвойственную роль. Ей пришлось побыть розой, чтобы стать собой, - но иною собой. Ибо по собственному желанию она однажды подошла близко к тому, кто, по закону женской любви, выбирающей бесспорную красоту мужской внешности, мужской души, мужской силы, стал центром вселенной анимэ. Стал солнцем для таких планет, которые сами по себе могли бы затмить любое солнце.
Фильм банален, как жизнь, и, как жизнь, непредсказуем. Гомоэротическая составляющая вкупе с доведенной до невероятной концентрации садомазо-приправой после слезания не шелухи, а кожи становится обнажённым мясом того же вечного для анимэ одиночества и сиротства. 'Извращённая' любовь оказывается всего лишь бесконечной сестринской... страстью, а 'неправильная' привязанность парадоксально становится уроком настоящей любви. Между родственниками может быть не любовь, а страсть; двух женщин может связывать настоящая любовь, лишённая страсти, - серьёзное открытие. Сила одиночества, влечения, изощрённой мести себе и друг другу делает арку Рэй и Фукико чрезвычайно запоминающейся; но арка Каору, завершающая фильм, словно опровергает и опрокидывает романтику страсти. Нерукотворная, ненадуманная, ненагнетенная боль, жертвенная, а не изломанная любовь, - вот что должно было наглядно завершить нелегкий школьный урок прилежной ученицы Нанако.
Чтобы досмотреть до конца этот детский фильм, классику сёдзе, 'девичих историй', нужно запастись терпением сердца: этот фильм - взрослый, не предполагающий простой и намечтанной концовки, ворошащий целый клубок человеческих скорбей. Это - история сильных и необыкновенных людей, а потому - сильная и необыкновенная история. Прекрасной музыки и визуально роскошных сцен в сериале будет много. И всё же главной песней останется песня опенинга. Да, девочкам суждено быть маленькими, мечтать о принцах, каретах, воздыханиях и объятьях. Кто-то из них безжалостно бросит своих кукол, оставив на обочине жизни, кто-то станет выброшенной куклой, кто-то останется только ma chere poupee. Но если выбрать не мечту, а жизнь, если выпить до дна обе чаши, - золотую, полную блага, и серебряную, полную печали, - станешь взрослой, настоящей, и жизнь не пройдёт мимо, не проедет каретой ни мимо тебя, ни по тебе. Небольшой и огромный анимэ-фильм - наверное, в первую очередь об этом.