Дешёвка«Легенду N17» я посмотрел ещё в апреле, но пишу свои соображения о фильме только сейчас, спустя пол-года. Дело в том, что моё отношение к «байопику» (слово-то какое противное!) о В. Харламове постепенно, но неуклонно, претерпевало свои изменения, эволюционировав от положительного к негативному, и от негативного к резко отрицательному.
Этап первый. На выходе из кинотеатра эмоции зашкаливали — кино, именно как кино, мне понравилось. Ведь сила любого художественного произведения — размышлял я — заключается в способности зацепить слушателя/зрителя, эмоционально его затронуть, заставить сопереживать увиденному/услышанному. На тот момент у меня было ощущение, что с этим-то у «Легенды» всё в полном порядке. Два с лишним часа фильм держал меня в неослабевающем напряжении, а сколько раз за это время я был расстроган сюжетным драмматизмом!
Этап второй. Придя из кинотеатра домой, первым делом я бросился сверять факты биографии В. Харламова (да здравствует «Википедия») с киношными перипетиями. Да, работа Николая Лебедева эмоционально меня вдохновила, однако даже беглое сравнение реальной биографии великого советского хоккеиста с тем, что показано на экране, ужасает — настолько всё неточно! В моём понимании, если пытаешься воссоздать кинобиографию известной личности, то нужно это делать, максимально соответствуя правде прошлого и всем тем фактам, что имели место в действительности. Переврать же события, переставить местами это с тем, а то с этим — нечестно, неуважительно, непорядочно по отношению к реальному герою, и «убедительные» доводы о том, что
«мы снимали не биографию, а именно легенду» лично меня абсолютно не убеждают, ведь это фильм о реальном историческом Харламове, разве нет!?
Этап третий — осмысление. Это что же получается — гордость советского спорта Валерия Борисовича Харламова обстоятельно, всеобъемлюще ПЕРЕВРАЛИ и обгадили!? По факту, если посмотреть без эмоций, именно так всё и есть.
Начнём с типажа экранных героев, с того, похожи, или не похожи они на реальных персонажей. Меня, как зрителя, пытаются убедить, что мегапопулярный нынче актёр Данила Козловский
«имеет большое внешнее сходство» с Валерием Харламовым. Что за чушь!? Посмотрите кадры матчей 70-х, и вы моментально убедитесь, что данное «сходство» высосанно из пальца (думаю, высосанно намеренно, не просто так). Достаточно сказать, что 168-сантиметровый Харламов вовсе не был высоким, в отличии от Козловского, имеющего рост 184 см. Далее, любой, кто видел, как Харламов забрасывает шайбы (а я это видел), скажет вам, что Валерий после голов всегда был ОЧЕНЬ сдержан — сравните с лучезарящим Козловским. (Зачем врать-то, ведь это важная характерная черта поведения великого хоккеиста!) Также меня пытаются заставить поверить, что якобы Меньшиков похож на Тарасова — тоже нет, как бы ни полнел специально под съёмки известный актёр. Экранный Всеволод Бобров, вообще, не имеет никакого сходства с реальным.
Однако, создатели фильма поступили хитрее, просто-напросто выкинув из сюжета множество реальных лиц той эпохи — хоккеистов ЦСКА и сборной, окружавших Харламова. (Мол, зачем, напрягаться и прорисовывать других — достаточно одного.) В результате, в картине нет ни Петрова, ни Михайлова (игравших в одной тройке с Харламовым!), ни Мальцева (реального друга Харламова!), ни Якушева, ни Третьяка — какие-то хоккеисты катаются на заднем плане, но все они совершенно обезличенные, за исключением разве что мифического Гусева, весь фильм показывающего свой выбитый зуб. Между тем, это принципиальный момент: сборная СССР по хоккею побеждала и завоёвывала титулы, именно как КОМАНДА, в которой отнюдь не было культа одной отдельно взятой личности, даже такой яркой, как Валерий Харламов. Фильм же Н. Лебедева фактически навязывает нам обратную ситуацию, образуя вокруг главного героя практически полный вакуум. (Враньё!) Да, Харламов был звездой, но он был человеком команды — той, которая напрочь в картине отсутствует.
Однако, все факты внешнего несоответствия героев меркнут перед массой сыпящихся, словно из рога изобилия, ляпов и несуразностей, коими до краёв наполнена лебедевская поделка. Один из самых чудовищных ляпов — перенесённая на несколько лет раньше травма В. Харламова. Господа создатели, очевидно, это вам понадобилось для привнесения большего драмматизма в выхваченный из всей большой карьеры хоккеиста единственный матч, пусть и столь важный. (Типичная конъюнктурщина!) Что за фантастику — «тренировка на тросах ТЭЦ» — вы нам показываете!? (Ну просто сущий бред!) Что за чушь вы придумываете, когда снимаете сцену, где Тарасов ставит полевых игроков без масок и снаряжения в ворота (!), и заставляет осып
ать их градом шайб!? (Тарасов был тот ещё самодур, но не истреблял же он сознательно свою команду!) Какие, к чёрту, прямые телетрансляции в 72-м году! Какие пластиковые сиденья на трибунах! Какие выдуманные голы на последних секундах! Сплошная несуразица с матчем ЦСКА — «Спартак», пересобаченном в матч Сборная — «Спартак», с бонусом в лице Брежнева. Кругом сплошное враньё-враньё-враньё. А ведь врут даже в главном, восхваляя победу СССР над Канадой, «скромно умолчав», что серия-то была как раз-таки проиграна. Между тем, про золото, завоёванное немногим ранее на Олимпийских играх в Саппоро, в фильме, как ни странно, ничего нет. Зато достаточно много (хотя и бездарно, глянцево) показывается личная жизнь Валерия — его взаимоотношения с будущей женой Ириной, которой в 72-м на момент суперматча было всего лишь… 15 лет (!).
Похоже, пора вводить клеймо — «Made in Mikhalkov», — и клеймить им ТАКУЮ вот, созданную под патронажем «барина», пошлятину. Резкие оценки не люблю, но считаю, что фильм Лебедева, в прямом смысле этого слова,
оклеветал нашего с вами Валерия Харламова. В картину вложили миллионы, но по своей сути она — дешёвка. Приведу напоследок две цитаты: 1)
«Всё это не о Харламове.» (с) А. Колесников; 2)
«Считаю фильм „Легенда N 17“ скотством — омерзительным, зловредным г**ном.» (с) В. Уткин. Очень точно сказано.
P.S. Предлагаю всем читающим эти строки посетить могилу В. Харламова на Кунцевском кладбище (по главной аллее до конца и налево) — несомненно, эффекта от этого вы получите в сто раз больше, чем от просмотра данного лживого «байопика».
1 из 10