Массовое кино, не лишенное глубокомыслияМасштабная картина о человеке-победителе, вышедшая в кинотеатрах одновременно с картиной Павла Пархоменко «Гагарин. Первый в космосе» привлекла особое внимание общественности и покорила сердца многих зрителей, пришедших послушать историю о великом советском хоккеисте. Картина не только явилась великолепным мотиватором, она своим посылом укрепила народное сознание и мысль о необходимости идти вперед, работать «в команде».
Режиссер картины Николай Лебедев проявил себя как знаток своего дела, сумев мастерски переплести судьбы главных и второстепенных героев, связать их перипетиями сюжета, проведя важную смысловую линию через весь фильм.
Любой зритель в состоянии заметить свою заинтересованность к герою картины уже после первых минут просмотра. С чем это связанно? Отчего мы критикуем многие работы русских режиссеров, но бесспорно говорим о «Легенде номер 17» с уважением?
Все дело в грамотном построении сценария и развитии персонажей.
У каждого режиссера имеется своя формула, свой рецепт создания идеального кино. Гениальные фестивальные кинокартины не всегда цепляют зрителя, часто проблема заключается в неподготовленности к темпу повествования. Работа Николая Лебедева наоборот сохраняет в себе важные для среднестатистического зрителя моменты напряжения, и неожиданные повороты, тем самым погружая его с головой в происходящее на экране.
Увиденную историю пересказать просто, от того, что весь фильм был разделен на фразы, содержащие в себе событие. Череда взлетов и падений, начавшаяся с определенного поражения для героя (в самом начале фильма иллюзорная поездка на игру в Японию превращается в унизительную ссылку в Чебаркуль), задевает душу зрителя, способствует его сопереживанию персонажу. Далее сюжет развивается по той же схеме: старания, упорство — взлет, неожиданное событие — поражение.
Первый час фильма вызывает лишь положительные эмоции, полностью отсутствует ощущение недосказанности и нелогичности. Как только заканчивается фраза с хоккеем и всеми проблемами, связанными с периодом становления героя, начинается любовная линия. Эти романтические моменты вставляются настолько умело, что невозможно понять, либо режиссер настолько тонко прочувствовал те моменты, когда зрителю захочется узнать что же происходит на любовном фронте у полюбившегося героя, либо Николай Лебедев виртуозно играет режиссерскими приемами и управляет желаниями зрителя, ведя их все два часа по истории как слепых щенков.
Однако, бесконечность перипетий к середине фильма начинает немного утомлять. Структура фильма настолько очевидна, драматические события возникают из раза в раз в одно и тоже время, что у зрителя может возникнуть ощущение предсказуемости картины, а значит состояние эмоциональной измотанности и усталости.
Но не стоит особенно искать в этом минусы, в целом картина вдохновляет и цепляет. В первую очередь благодаря своему главному герою — Валерию Харламову. Внутренние переживания героя не остаются без внимания. По сути им и уделена большая часть фильма, за что хочется отдельно поблагодарить создателей картины. Второстепенные герои так же оказываются к месту, почти отсутствуют бессмысленные и никак не влияющие на сюжет персонажи. Какие-то развивают историю, какие-то — раскрывают главного героя. Все уместно. Важно еще то, что с каждым второстепенным персонажем у главного героя есть конфликт, будь это мама, которая пытается помочь сыну без его ведома, или тренер, который вначале предстает как бессердечный тиран, пытающийся унизить героя, или Балашов из Центрального Комитета Партии, подталкивающий Харламова к предательству.
Все линии сошлись в одной точке, все конфликтные узлы ожидают своей развязки, оттого финальная игра «не на жизнь, а на смерть» воспринимайся как апофеоз всей жизни, всех переживаний. Долгожданная развязка, сопровождающаяся музыкой великого, с давних пор полюбившегося нам, композитора Эдуарда Артемьева, задевает сердца, и заставляет в катарсисе трепетать душу.
Легенда номер 17 — массовое кино. Оно легко в восприятии. Однако та деликатность и любовь, с которыми делался фильм, те патриотические и нравственные мысли, которые вкладывались в него, не могут оставить равнодушными ни обывателя, ни искушенного зрителя.
8 из 10