История великого хоккеиста Валерия Харламова в цветах и красках, скроенная как неправильно собранный паззл...Странно, но история выглядит на удивление ладно. Хотя факты биографии хоккеиста перемешаны меж собой, а кое-какие детали, типа матча сборной со Спартаком, и вовсе гиперболизированы, да ещё выданы как борьба за правила против своеволия...
Поэтому если массовый успех и обеспечил неплохую кассу фильму, то отзывы в сети среди фанатов хоккея оказались полярными с большой долей откровенного неприятия. И несправедливости корежат как крошки в постели.
Главная из них - сосредоточенность на двух (максимум трёх) персонажах, да ещё и очень спорных. К Харламову то претензий нет, хотя Данила Козловский чуток гламурен и мягок супротив мужественного лица и торса Харламова из жизни, но вот Тарасов вопросы вызывает точно. Мало того, что Меньшиков чисто внешне не очень, мягко говоря, подходит под данные Тарасова, хотя и убедителен в игре, так ещё и образ вышел всё-таки однозначным... потому и противоречивым... Тарасов по фильму практически в одиночку создаёт легенду непобедимого советского хоккея. Вряд ли удивительно, что родня Чернышова (тренера сборной наравне с Тарасовым), видимо, не дала согласия на использование его имени, поэтому Тарасов устраивает почти абсолютное соло, иногда разбавленное вторым тренером ЦСКА Борисом Кулагиным.
Что уж говорить о людях, которые только лишь мелькнули на экране, заслоненные Тарасовым и Харламовым - Михайлов, к примеру, лучший бомбардир чемпионатов СССР, а многими считается лучшим игроком за всю историю нашего хоккея, тот же Петров, Рагулин, Мальцев, Зимин... Снисходительно показан Бобров - типа, пусть будет, хотя он не настоящий тренер, а так - декорация... Правда, результат всей серии с канадцами остался за скобками.
На этом фоне даже матч со Спартаком не столь существенное искажение истории. Кстати, в реальном матче ЦСКА со Спартаком всё выглядело как явное самоуправство и каприз Тарасова. Такое чувство, что создатели кино стали жертвами самопиара Анатолия Владимировича, не отличавшегося скромностью, а отчасти и его дочери. Да и слишком нужно было высосать из пальца образ внутреннего врага - бюрократическую самолюбивую и капризную же власть.
Сугубо творческой претензией стало копирование голливудского спортивного кино и, в частности, американского фильма о победе в Лейк-Плэсиде Чудо на льду.
Но насколько эти претензии существенны?
Несмотря на то, что обидно и за не показанных толком советских игроков и за Чернышова и даже кажется неправильной идеологии про абсолютизированную роль личности, пользы от этого фильма больше...
Будем откровенны, что совсем немного осталось людей, которые помнят главных героев, и всем этим людям далеко за 50. А молодое поколение даже хоккейных болельщиков не особо в курсе дел - разве что некоторые фамилии могли слышать. Да и на чём нам патриотизмом заряжаться, как не на прошлых и, к счастью, не только военных победах? Чего уж там миндальничать, за последние годы любить Родину уже не принято - вечное состояние ощущаемой ущербности на фоне мнимых и настоящих достижений Запада и Востока заставляет многих и, что обидно, наиболее талантливых мчаться за длинными долларами и евро в левую от России сторону. Да и амбиции стали определяться теми же измерителями. А всё-таки и у Харламова, и у Тарасова есть две составляющих мотивации - играть и быть лучшими в мире. Где-то на заднем плане маячит и та самая Родина (защищай ворота, как детей своих защищать будешь, как Родину защищают). Может, в этом и есть главный недостаток Легенды #17 - коллективизм и коллективная же работа не играют здесь определяющей роли. Но уже маячат - и то хорошо.
Наконец, в качестве героев явлены, хоть и прошлые, но зато живые русские люди, а этого не было настолько давно, что аж неловко. Не Братом же единым Россия-матушка жива.
Ну а то, что Голливуд рулит, так это не страшно - цитатность вообще стала чертой даже самого крутого кино (да простите меня за набившего оскомину в подобных примерах Тарантино), и если уж на то пошло, то сам жанр байопика вообще-то появился в СССР, аккурат с Александра Невского и прочих полководцев, так что можно считать это сугубо нашей традицией. Да и спортивное кино у нас было, если не сказать, что родилось. Потому и смотрится Легенда # 17 улучшенной эффектами (почти NHL из компьютерных игр) и гламурной картинкой версией киношного соцреализма - и положительный герой в наличии, и роль труда в порядке, и даже индустриальные кадры есть почти что из Высоты Александра Зархи. Учитывая уже вышедший на экраны Движение вверх, а ещё и Тренера, и Лёд, это стало новым трендом куцего российского массового кино и притом наиболее успешным и не лишённым идеи, в чём-то даже национальной. Пусть не всем это нравится, но российскому кино это было нужно. А Николай Лебедев превратился едва ли не в главного мэйнстримного режиссёра страны.