Игрок-самородок, тренер-легендаЭто был матч, которой был пропитан не столько спортом, сколько политикой. Это был матч, накануне которого нам смеялись в лицо, ибо хвалёная канадская машина собиралась раздавить нас, не заметив. Это была война на льду, бой за честь любимой страны. И мы доказали, что никто не смеет сомневаться в силе русского духа.
Такова тема и идея фильма, снятого спустя 40 лет после того замечательного трудного времени, в котором жили такие великие люди, как Валерий Харламов и Анатолий Тарасов. Эйнштейн бредил наукой, Моцарт был болен музыкой, Лев Яшин не представлял ни дня без футбола, а у легендарного Харламова и не менее выдающегося Тарасова «диагнозом» по жизни стал хоккей. И Даниле Козловскому в паре с Олегом Меньшиковым, которым выпала честь играть этих людей, удалось донести до зрителя не только смысл жизни прославленных игрока и тренера, но и вернуть, хотя бы на пару часов, ту светлую эпоху СССР, когда патриотизм был дороже единицы с шестью нулями долларов, а упорство советского спортсмена не знало границ.
Данила Козловский хорош от фильма к фильму, об этом не говорит только ленивый. Да и сам факт его чрезмерной востребованности сейчас не даёт повода в этом сомневаться, поэтому оставлю его в своей рецензии в покое, а отмечу превосходную игру Олега Меньшикова. Тарасов, как по жизни, так и в его исполнении — это даже не тренер, это наставник по жизни, человек, который ломает напрочь все наши «не могу» и гонит, гонит вперёд! Его простейшая фраза «Тебе не больно!», сказанная с нужной интонацией, содержит в себе больше мотивации, чем куча современных заумных статей по якобы «психологии». Как же порой не хватает такого человека в жизни. Лично мне прочно врезался в память этот образ.
Много было сказано, что в фильме много нестыковок и несоответствий реальным событиям из биографии Харламова. Возьмем аварию. Да, на самом деле она произошла через 4 года после игры. Но каждый фильм — это драма, и создателям картины просто необходимо постоянно загонять героя в драмситуацию. А что может вызвать большее сопереживание, чем то, что такой жизненно важный матч может стать последним в карьере хоккеиста из-за недавно сломанной ноги? А то, что вдобавок ко всему ему бьет клюшкой по больной голени канадский нападающий, хотя, опять же, на самом деле это случилось не в первой, а в шестой игре суперсерии. Другое дело, если б оба события были выдуманы. А так, отличное нагнетание драматизма в кульминации, не меняющее идеи фильма. К тому же, говорят, мол, в 72ом матч показывался в записи на следующий день, а не в прямом эфире, как в фильме. А что, вам разве не хотелось поболеть за Харламова и ребят вместе с его родителями, одиноким Тарасовым, игроками и тренером «Звезды» из славного города Чебаркуль или испанским дядькой?
Кстати, об Испании. В картине присутствует такой редко встречающийся приём как система образов. Быки в начале ассоциируются с красными бешеными канадскими убийцами на льду в кульминации, а Харламов, наподобие своего дядьки, мастерски их усмиряет.
Итог: нереально мотивирующий фильм, посеявший в моей памяти краткие, но такие нужные порой слова легендарного тренера, вспомнив которые, находишь в себе волю свернуть горы, когда это необходимо.
Добавил фильм в коллекцию через 30мин после просмотра. Спасибо!
10 из 10