Защищай ворота! Как Родину бы свою защищал, как детей бы своих защищал!За всё время, которое российский кинематограф проживает самостоятельную от советского кино жизнь, на экраны вышло не так уж и много достойных картин, а если быть объективным, то стоит признать — достойные картины можно пересчитать по пальцам. Всё таки, советское кино, при всей своей ненатуральности и пафосе, обставило колоссальное наследие, которое потомки, к сожалению, не уберегли и разнесли в пух и в прах. Фильмы штампуются как на фабрике, а вот искусства в них нет, все бледные и не интересные, а часто и вовсе раздражают своим откровенным бредом. Перечислять особенно «выдающиеся» экземпляры даже не хочется, они и так у всех на слуху и служат эталоном того, как снимать не надо. Поэтому я с огромным удовольствием отмечу, что фильм Николая Лебедева «Легенда N17» выдающаяся картина, впервые за много лет созданная российским кинематографом. На данный момент именно этот фильм является для меня лучшим представителем новой кино-системы постсоветского периода. Ну и перейдём непосредственно к мнению.
Когда ты найдешь то, что полюбишь по-настоящему, ты сам удивишься, сколько всего ты сможешь.
Фильм начинается с показа одного из воспоминаний будущей легенды советского хоккея Валерия Харламова, кому, собственно, и посвящён фильм. Назначение этой, казалось бы, не влияющей на повествование сцены одно — показать тот момент, когда в маленьком мальчике родилась мотивация работать над собой и стремиться к победе, быть лучшим из лучших. Время переносит нас с динамичного флэшбэка в настоящее время. Валерий нашёл то, к чему лежит его душа — хоккей, и среди тех, кто его окружает он лучший. Удивительным образом показано развития характера главного героя. Если в начале фильма он амбициозный парень, который прекрасно осознаёт свой талант и всячески его демонстрирует, порой весьма эгоистично, то к концу фильма мы видим состоявшуюся личность, прекрасного спортсмена, легенду под номером 17. Но, как известно, чемпионами не рождаются, ими становятся. И кто знает, как бы сложилась судьба Валерия Харламова, если бы ему не встретилась вторая легенда — тренер сборной по хоккею Анатолий Тарасов.
Не смотря на то, что фильм является биографическим и посвящён он непосредственно Валерию Харламову, авторы не забывают и тот факт, что прирождённый талант хоккеиста попал в очень умелые руки как драгоценный камень, подверженный обработке мастера. И эта «обработка» показана очень развёрнуто. Анатолий Тарасов славился в советском спорте своим нестандартным, жестким, а порой и жестоким подходом к тренировкам. «Легенда N17» разделена на две части — становление Харламова и его пусть к легенде, который знаменовался победой в супер-серии. И первая часть моя любимая, ведь именно там показано как ломается индивидуальный эгоизм спортсмена, который не мыслит ничего кроме своего «я». Валерий самоуверен, ведёт шайбу в одиночку, забивает гол, но команду не формирует, опираясь исключительно на свои силы. И здесь биографический жанр превращается в психологическую драму, и мы видим как жёстко и умело Тарасов буквально выбивает из Харламова гордыню, заставляет его прислушаться к своим словам, приучает к работе в коллективе. Я думаю, уроки, которые Харламов получил от этого бесспорно выдающегося мастера пригодятся ему не только в спорте, но в и жизни.
Вторая часть повествует о жизни спортсмена после тяжёлой травмы позвоночника, полученной в результате аварии. Здесь мы сталкиваемся с сильным человеком, который не в состоянии смириться со своим положением. Болезнь отнимает его единственную страсть в жизни, ради который он ссорится с семьёй и расстаётся с девушкой. Хоккей — вся его жизнь. И в конце концов он даёт слабину и начинает рассуждать, что «если хоккея не будет, то пусть ничего не будет вообще». Но и здесь ему на помощь приходит мудрый Тарасов, который теперь наставляется его не как тренер, а как отец и наставник. Просто будоражащая по своему драматизму сцена в морге. Невольно задумываешься на тем, какой Тарасов сильный человек, ведь он тоже потерял всё, в чём заключалась его жизнь, но не теряет выдержки и не даёт молодому талантливому парню испортить себе жизнь.
Ты должен жить. Не ради славы и наград. Жить и играть. И делать выбор каждый день.
Об этом фильме можно говорить много, но не могу оставить без внимания удивительную игру актёров. Начну, пожалуй, с человека, который этой работой меня просто обескуражил и потряс.
Олег Меньшиков, не смотря на полное отсутствие сходства с Тарасовым, настолько тонко и профессионально подметил его качества и настолько широко показал их зрителю, что от каждой сказанной им фразы буквально мурашки идут строем по коже. Каждый взгляд, каждая реплика — весь его образ был наполнен чётким представлением, что он делает и зачем, такой исключительной уверенностью и силой характера, что кроме восторженного «Браво!» ничего не приходит в голову. Особенно запомнилась сцена в морге и, конечно, финальная сцена, где Тарасов как отец искренне гордится своими мальчишками, сделавшими невозможное. Должно быть, это лучшая роль Олега Меньшикова. Жёсткий, но одновременно заботливый тренер, который сочетает в себе и неуёмный талант, и уверенность в своих силах, и отеческую теплоту. Браво!
Конечно
Данила Козловский, исполнивший главную роль. Впервые я увидел его в фильме «Мы из будущего», и удивляет то, насколько этот парень вырос в профессиональном плане. Он был уверен в себе, по-юношески амбициозен, в чём-то романтичен, но в то же время не терял своих человеческих качеств. В дуэте с Меньшиковым смотрелись прекрасно. Было приятно видеть и Бориса Щербакова, и Владимира Меньшова в нетипичной для него роли, и Романа Мадянова, да и вообще актёры второго плана подобраны прекрасно. Особенно хочу отметить диалоги, которые написаны очень качественно и действительно запоминаются.
Можешь ты или не можешь — это всегда тебе решать.
Фильм снят на редкость добротно. Это и прекрасный монтаж, и отличный звук, и прекрасная картинка. И вообще, если говорить о впечатлениях в целом, то видно, что к созданию подходили действительно серьёзно, а не «абы как», как у нас любят. Проработано всё детально. Каждое слово на месте, каждый персонаж зачем-то нужен, каждый предмет интерьера дополняет обстановку 70-ых годов 20 века. Это один из тех фильмов, где ничего не хочется убрать. Многие упрекают «Легенду 17» в пафосности. Специально для таких людей хочется отметить, что фильм жанра «биография», который содержит информацию из настоящей жизни реально существующего легендарного человека просто не может сниматься без пафоса! Пафос, а точнее режиссёрский максимализм, именно в этом жанре необходим, иначе никакого эффекта присутствия не было. Он здесь не для саспенса, такие моменты действительно нужны. И да — похоронный марш на матче действительно играли!
только
10 из 10