Легенда?Художественный фильм Николая Лебедева «Легенда №17» 2013 года рассказывает историю, основанную на жизни знаменитого советского хоккеиста Валерия Харламова. Проблема восприятия зрителем подобного рода кино, обращенного к прошлому и имеющего биографическое начало, заключается в том, что часто авторы, прикрываясь тем, что их произведение основано на реальной истории, приглушают критическое восприятие своей картины (ведь зритель может подумать, что логическая ошибка, допущенная сценаристом, является никакой не ошибкой, а достоверным фактом из жизни). И, конечно же, такие фильмы в нашей стране имеют большой потенциальный шанс на успех, так как основаны на нашей истории. Если прибавить к этому блистательные актерский состав (Козловский, Меньшиков, Меньшов, Щербаков) и актерскую игру и продюсерство Никиты Михалкова, то на выходе должен получиться успешный не только в финансовом, но и в художественном плане проект. Но, чтобы оценить кинокартину по достоинству, не будучи предвзятым, давайте обратимся к драматургии фильма и поймем, насколько хорошим он в итоге получился.
Перед тем, как обратиться непосредственно к сюжету и композиции ленты, важно обозначить ее жанр, чтобы понять, под каким углом на происходящие в фильме события смотрят авторы и должен смотреть зритель. «Легенда №17» - спортивная драма, с элементами биографии реальных личностей - в первую очередь, хоккеиста Валерия Харламова и тренера Анатолия Тарасова.
С самого начала, когда Харламов, будучи ребенком, спас собачку в Испании от несущихся быков, зрителю показаны главные черты Харламова – волевой характер и способность действовать в опасной ситуации. Такое начало сразу формирует положительное мнение о герое и усиливает сопереживание. Правда, на мой взгляд, этот ход не только весьма предсказуемый, но и достаточно клишированный, что, с другой стороны, не отменяет функциональность данного эпизода. Характер тренера же раскрывается постепенно через взаимоотношения с Харламовым и со всей командой хоккеистов. Ему не важно, что о нем и о тренировках думают игроки, ему важен результат, поэтому их отношения с главным героем поначалу складываются весьма непросто. Их конфликт, который основан на том, что Тарасов не добавляет Харламова в основной состав, а сначала вообще не допускает к тренировкам, постепенно перерастает во взаимное уважение, поэтому за взаимодействием этих двух персонажей на экране было приятно и интересно наблюдать.
Весь фильм, по сути, представляет собой череду препятствий и испытаний, через которые проходит главный герой на пути к победе в кульминационном хоккейном матче. Фильм последовательно и неспешно на протяжении всего хронометража говорит о «непобедимых» канадцах, которых, конечно же, в конце и должны одолеть наши спортсмены вместе с главным героем. Последний матч имеет достаточно сложную структуру. Переход от проигрыша к превосходству, от серьезной травмы Харламова и падения его воинственного настроя к отрицанию боли, от поражения к победе и признанию, а также параллельный монтаж матча со сценой, где Тарасов гуляет по площадке и имитирует хоккейный матч, - все это усложняет спектр эмоций, который испытывает зритель во время просмотра.
С технической точки зрения, все игры выполнены на должном уровне. Операторская работа хороша большую часть времени, вне льда также можно заметить интересные, на мой взгляд, планы и ракурсы. Но иногда, по моему мнению, хоккей смотрится немного рвано из-за чрезмерной тряски камеры и слишком быстрой смены кадров, хотя понятно, что с помощью этих приемов авторы старались создать напряжение и придать динамики сценам.
Обратимся к мыслям и посылам, которые может найти зритель в этой картине. С одной стороны, фильм, можно сказать, пропагандирует идеи индивидуализма, выставляя героя Меньшикова (Балашова), который выступает против «самодурства» Тарасова, в негативном свете. Но, с другой стороны, когда оказывается, что Балашов является тем же (а на деле намного более плохим) индивидуалистом, ведь делает так, чтобы сборная проиграла Спартаку, лишь ради мести Тарасову (на почве личных интересов), выходит, что либо авторы неправильно построили эту сюжетную линию, либо никаких подобных идей там нет. Но что фильм точно имеет и пропагандирует - так это мысль о том, что когда человек находит то, что любит по-настоящему, только тогда он в силах преодолеть любые внешние обстоятельства (борьба с «системой») и даже самого себя. Эта идея является итогом как профессиональной истории Харламова, так и его отношений с любимой девушкой.
Любовная линия в фильме выполняет свою функцию (усиление сопереживания и разбавление сюжета) и не занимает много времени. Но сложно сказать насчет нее что-то еще, ведь в остальном она довольно предсказуема и немного, на мой взгляд, пресна.
В итоге можно точно утверждать, что картина умеет приковывать внимание зрителей, вызывать отклик в их сердцах и держать в нужные моменты в напряжении. За счет линейной композиции и простой структуры большинства сцен создается ясное и запоминающееся впечатление от просмотра. История, которую рассказывает сюжет фильма, вдохновляет и заряжает положительными эмоциями. Хорошая картина, которая, может быть из-за специфики жанра, должным образом не касается сложных и неоднозначных тем, ведь, возможно, они смотрелись бы там не к месту. И, несмотря на какие-то некритичные логические «дыры» (по типу: как хоккеист мог забыть клюшку, когда бежал из дома, или зачем говорить Балашову, что в Москве ждут ничью, спортсменам, которые уже сравняли счет и должны быть ориентированы на победу), на мой взгляд, «Легенда №17» - вполне достойный представитель российского кино.