Великая зимовка БаренцаГде-то на краю света, за полярным кругом, суровые льды сковали каравеллу голландских моряков, которые заполняли белые пятна в навигационных картах, исследуя северные моря с целью проложить путь в Индию через Арктику. Однако капитан судна Якоб ван Хемскерк совершил ошибку, решив обогнуть не с той стороны большой северный остров архипелага Новая земля, тем самым подвергнув команду жестокому испытанию. Их встретили айсберги, коварные течения, пробирающие насквозь ветра и быстро наступающие морозы. Трещал шпангоут, натянутые жилы корабельных снастей стонали от натуги, а когда дубовые доски сдались под напором окаменевшей воды, команда сошла на берег, чтобы встретить зиму. Из обломков корабля они построили дом, соорудив очаг и несколько лежанок, чтобы продержаться до дня, который в этой стране белых медведей и вечной мерзлоты наступит лишь через полгода. Хронику событий вел в своем дневнике Геррит де Фер, летописец экспедиции.
Легенде о большой зимовке Виллема Баренца в далеком краю и посвящен этот первый голландский фильм в 3Дэ формате. Надо полагать, современные технологии сполна позволяют прочувствовать невзгоды моряков. Здесь вам обросшие угрюмые мужики, поначалу смеющиеся над молодым ученым, а затем по законам жанра проникающиеся уважением к нему. Серый грим на их лицах несет печать отчаяния, цинги и смерти. Реалистичный Амстердам, погрязший в средневековье и грязи. Туман над водой. Сладкие губы возлюбленной, провожающие героя в дальнее плавание. Торчащие вверх мачты корабля, увешанные такелажем. Скрипящая палуба. Безлюдная страна, сделанная изо льда и темноты, заполненная лишь жутким холодом да враждебностью к кучке сгорбленных фигур, не имеющих даже одеял, шуб и головных уборов, чтобы просто сохранить человеческое тепло! О, Урлеманс, следуя дневнику де Фера, безжалостен к героям своей киноповести. Он заставляет их расплачиваться собственными жизнями за Великие географические открытия.
Небольшие авторские вольности (например, выживших было больше, а подобрали их все-таки русские, а не датчане) с лихвой компенсируются осязаемой атмосферой безысходности, где это требуется, а опущенные историей важные подробности экспедиции и ценные для науки наблюдения заменяют детали быта и характеры грубых матросов. Почти неизвестные в большом кино фламандские актеры исправно играют роли несчастных мореплавателей, а грустная симфоническая музыка целого коллектива композиторов углубляет вылизанную картинку опытного, но в общем ничем не выдающегося оператора Леннерта Хиллеге.
Создатели предлагают водрузить на нос стерео очки, отбросить подальше пульт, чтобы не было соблазна нажать на паузу или перемотать некоторые затянутые эпизоды, и войти за порог Behouden Huys — места, которое отважные моряки сделали своим временным домом. Пусть никто не выпрыгивает из экрана, и динамичных сцен почти нет, но так и было задумано автором: больше реализма, больше сочувствия истощенным и унылым персонажам. Это европейское кино, мрачное и камерное. Производством фильма занимались в основном в Исландии (натурные съемки), Брюгге (воссозданный Амстердам конца 16-го столетия), и на русском фрегате Штандарт, который послужил живой декорацией судна Баренца. И хотя дух «Новой земли» стремится к масштабности, скажем, «Хозяина морей», на деле получилась очень личная и значимая для национальной истории картина, благо тема располагает: с экспедиций Баренца и ван Хемскерка начались экспансия голландцев по морю и их процветание в торговле.
Вопреки похвальному желанию режиссера сделать фильм достоверным, ему пришлось пожертвовать деталями исторических справок и намеренно исказить документ Геррита де Фера, обозначенного в титрах как соавтор сценария, в угоду сомнительной зрелищности в финале, без которой никуда в прокате подобной ленты. Лезущие из кадра на зрителя роскошные формы и гламурное лицо супермодели Даутцен Крёз, приглашенной в проект для престижа, портят впечатление от жесткости изначальной идеи. Тем не менее, фильм пробуждает интерес к пересказанной страничке истории, подталкивая зрителя изучить подробности того неудачного похода и вселяя уважение к людям, прошедшим через такое. Выражаясь словами одного из мореходов, «важно не уплыть, но вернуться». Вернувшиеся стали подлинными героями, изданный дневник де Фера превратился в бестселлер, моральный дух соотечественников поднялся, а наблюдения коллег Баренца подтвердились спустя сотни лет, вызывая недоумение до сих пор. Кино не вызвало ажиотажа, но последним романтикам и любителям эпохи Великих географических открытий к просмотру обязательно, и астролябия вам в помощь!