«Трилогия ужаса»Весьма атмосферный телевизионный хоррор-альманах. Классическая концепция: три истории разной степени жести, продемонстрированные с трех разных ракурсов — криминального, психопатологического и оккультно-мистического. Срежиссировал это дело известный среди поклонников жанра постановщик 70-х, активно работавший на ТВ и там же застолбивший себе нишу мастера остросюжетного детектива и фильма ужасов — Дэн Кертис.
(Для тех, кто в теме: «Сожженные приношения» (1976) — одна из стилеобразующих картин в категории сюжетов о проклятых домах — тоже его рук дело).
В главной роли —
Карен Блэк: играла у Хичкока и Шлезингера, да и вообще богиня.
В «Трилогии ужаса» у актрисы роль первой скрипки — разброс характеров впечатляет, учитывая, что голливудцы на женских персонажах в трэш-хоррорах традиционно отдыхают. Есть распутная Карен, сумасшедшая Карен, Карен-синий чулок… финальный кадр — квинтэссенция Карен, она могла больше нигде и не играть — вот этого одного было бы достаточно для вхождения в историю кино и причисления к лику «святых». Играет крайне органично — в соответствии с духом фильма. Что, видимо, в дальнейшем и привело к тайпкастингу — поклонники хоррора и фантастики могли лицезреть не раз и не два Карен в жанровом кино.
Тут надо заметить, что «Трилогия ужаса» — отличается от хитовых современников, вроде «Экзорциста» или «А теперь не смотри», т. к. сделана по законам и традициям телевизионного кино, что проявляется и в выборе киноприемов, в драматургии и монтаже.
Тотальное ретро. Плохо? Нет.
ТВ-шная герметичность пространства идет на руку — добавляет и шарму, и какой-то настоящести; отсутствие глянца и лакировки, что в случае с подобным семидесятническим развлекаловом на удивление уместно, ибо… Карен Блэк сражается с деревянным болванчиком, куклой Зуни на ножах, чьерт!
В целом — кино сделано достойно, покоряет дьявольская динамика и подвижность камеры в эпизоде номер три — «Амелия». Данный эпизод чаще всего и вспоминают в связи с представленным раритетом, т. к. он наиболее яркий и кровавый (удивляет, учитывая его телевизионную природу). Первые два сегмента — про сексуальную связь учителя и ученика, а также двух сестер с одним секретом — классический образец не самого оригинального сюжета, разогрев. И вот именно «Амелия» выстреливает. И вот именно «Амелия» делает из Карен Блэк королеву крика. Кукла Зуни размахивая ножом подбегает к стонущей на полу Карен и рассекает ляжки в кровь, и ты понимаешь, что не надо тебе больше никакого Чаки. Вот просто не надо и все.
Добавляют изящества нюансы, куда же без них. Явно болезненные отношения между Амелией и ее матерью обертоном пронизывающие третью новеллу, в которых Амелия — вполне современная женщина — не имеет и никак не может поиметь всей полноты власти над своей жизнью. Финал можно считать, как символический.
А можно не считывать, а просто наслаждаться трэшаком, где баба сражается на ножах с деревянным кукляшом.
Поклонникам Карен Блэк, если таковые имеются, не стоит игнорировать данное кино. Советую также любителям разного хоррора, трэша и не только. Это программная вещь, которую они, скорее всего, уже посмотрели, но, если нет — тада СРОЧНО. Ничего, однако, не гарантирую.