Баба-МораФильм «Код синий» смотреть не нужно — это плохой фильм (ну я так думаю).
Смотреть нужно на Бьен де Моор (Bien de Moor), таинственную женщину-подростка, которой почти пятьдесят. Ради этой актрисы не жалко вытерпеть и отсутствие сюжета, и болезненные подробности, и многое другое, что я для себя определяю как «европейское кино с эффектом плацебо».
Возможно, мне просто непонятна женская режиссура — обжигаюсь в который раз. Урсула Антоняк (Urszula Antoniak) рассказала историю, в которой почти нет событий, много пауз, а то, что происходит, укладывается в какую-то недоступную мне систему, эмоционально-чувственный реализм без запятых и точек: сначала все было сложно и не хватало секса, потом пришел секс, и сразу стало грустно. Слезы, душ, занавес.
Почти полтора часа экранного времени отданы на растерзание гулкой, подавляющей и острой, как бритва, пустоте.
Вот костлявая дева сонно скользит по больничным палатам — она медсестра и немного убийца, с нежностью гладит руки своих подопечных, хранит оставленные живыми вещи, читает по серым губам. Личная жизнь, понятно, не складывается. Квартира новая, мебель не расставлена, кошки нет, стены белые — стерильные. Необъяснимая внутренняя сложность мешает нормально радоваться жизни. Помимо бинтов и капельниц Мариан интересуют незнакомцы в автобусах и изнасилование, подсмотренное в окно. Друзья второстепенны, с коллегами удается переброситься парой выдавленных фраз…
Я не могу назвать это попыткой проанализировать чужую жизнь или поводом задуматься о том, какие странные люди нас окружают. Время сейчас стремительно меняется, уходят традиции и правила — та канва, по которой жизнь строилась раньше. Человек освобождается от старых комплексов и страхов, чтобы их место немедленно заполнили новые. Не у кого спросить совета — в мире из стекла и бетона привычные истины теряют свою силу. Теперь каждый сам придумывает себе заповеди, чужие грехи не нарушают внешних границ. Человек обрел чуть больше свободы, но вынужден барахтаться в ней один или искать себе подобных.
Мне кажется, выходит все больше фильмов об этом. Авторы разглядывают своих героев в увеличительное стекло, не делая никаких выводов. Всего лишь новый вид, просто об этом еще не говорили или делали это не так.
В итоге получилась красивая картинка, полнокровные образы, музыкальная вышивка и полный ноль в конце.