«Клуб неудачников» не сражает с первых кадров ярким национальным колоритом — напротив, он начинается как нечто вполне современное с приставкой арт-. Тут и стильные титры, и множество крупных планов, и переходы от дуотона к цвету, и виды ночного мегаполиса, и на удивление разнообразный саундтрек. Но самая главная фишка — пара главных героев, Каан и Мете, которые занимаются тем, что им нравится, не запариваясь по поводу денег, престижа и благонадежности.
- Печатаю непродаваемые книги, делаю радиопрограмму, которую никто не слушает…
- И это хорошо.
Их передача напоминает некоторые подкасты в Интернете: бывает, что пара человек (а то и один) треплются о том, о сём, обсуждают новости, зубоскалят, пьют пиво, переходят от философских размышлений к плоским шуткам, а ты сидишь, как завороженный, и слушаешь весь этот поток сознания, потому что от него делается хорошо на душе. Вот так и здесь: двое мужчин то говорят о чем-то серьезном и лиричном, то несут бред, то пошлят. Правда, официальный характер передачи накладывает свои ограничения — порой Каан и Мете получают втыки от дирекции за своеобразную манеру вести шоу.
- Что, обязательно материться, рыгать и делать непристойные предложения всем радиослушательницам в эфире?
- Не знаю, а разве нет?
А потом приходит популярность — совершенно внезапно, без предупреждения. К их чести, ведущие продолжают оставаться собой, только размах становится побольше: один преждевременно кончил — вся Турция закурила. Кто-то благодаря передаче находит любовь, кто-то — смысл жизни. Моралфаги пишут жалобы, звонят, угрожают. Дирекция предлагает Каану и Мете оплату их рабочего времени, но те лишь просят бесплатную еду и выпивку, да возместить расходы на такси.
- Как ты думаешь, мы дураки, что отказываемся от денег?
- А ты можешь оценить то, что мы делаем?
Точно такой же, как непредсказуемые импровизации двух ведущих «Клуба неудачников», получилась сама лента: она скачет из одного жанра в другой, из одного настроения в другое. То интеллектуальные разговоры о книгах, то бурный секс, начинающийся прямо в коридоре; то лиричная история любви, то циничные высказывания в эфире… Фильм может понравиться или нет, но заскучать он точно не даст. К тому же он полон отличных монологов, которые, наверное, оценил бы любой писатель-постмодернист. Так что любителям нестандартного кино — советую от души.