Увы, но при первом же взгляде на рабоче-крестьянское лицо Юрия Назарова с первых же кадров сердце екнуло — фатальное непопадание в толстовский мир… Это совсем, однако не значит, что фильм не стоит просмотра.
Что касается общечеловеческого содержания, то оно представляется в полной мере, грамотно, не извращено советскими реалиями, как многие «дворянские» классические произведения, чувствуется в каждом кадре уважение к творчеству Мастера русского слова — тот же свойственный Льву Николаевичу размах, монументальность льется и с экрана в панорамных видах горных ущелий и долин, но вместе с тем к самому кадру есть претензия: доверив операторскую работу другому — ранее сам режиссер этой картины Георгий Калатозишвили снял добрый десяток картин в этом качестве — режиссер совершил ошибку, многие кадры оказались «порезаны» — то часть головы у Костылина на экране отсутствует, то еще что-то, что портит общее впечатление в добавок к игре Назарова, совершенно не прочувствовавшего своего персонажа. Говорить о судьбах русского офицерства, хоть и обедневшего дворянства с его кодексом чести и возможными его преломлениями в стрессовой ситуации просто невозможно.
Но все же перед нами произведение, построенное исключительно на героях, к их воплощению стоит подходить со всей строгостью. Ведь на примере четырех основных личностей на экране предстают не просто отношения между двумя этносами, парадигма которых также существенно меняется в связи с происхождением героя, но и бытование дворянства на своем, можно сказать, излете.
Что же касается «неруских» членов актерской команды, то именно они помогли фильму не стать уж совсем провальным, справились со своей задачей на «5+», но вот беда — их роли были сокращены и на экране им отводится минимум времени за исключением девочки, Лили Ошеверовой, воплотившей образ Дины, ей бы хотелось выразить глубочайшую признательность. Также очень порадовала музыка в фильме, невероятно атмосферная, не клишированная, как во многих советских фильмах о восточной культуре
В целом смотреть картину можно лишь затем, чтобы уловить особенности общечеловеческого поведения в рамках конфликта, полюбоваться еще раз на воплощение идей «свободы, равенства и братства», культивируемые советской властью, но большего от картины ждать не стоит.
6 из 10