Документальный фильм о человеке, успешно выдававшим себя за пропавших детей, снятый при этом как триллерВ полицейский участок поступает звонок от пары туристов, будто бы обнаруживших под дождем в телефонной будке запуганного и неразговорчивого подростка. Того отводят в местный приют, но все что удается от него узнать это то, что он американец, его похитили и долгое время подвергали сексуальному насилию. Когда же на другом конце света раздается звонок и не самой благополучной техасской семье сообщают, что их пропавший ребенок нашелся спустя аж 4 года в далекой Испании, они вначале не поверят, но вскоре ухватятся за эту соломинку изо всех сил. Между тем достаточно взрослый уже мужчина сообщит с экрана глядя прямо на нас, что он никогда не думал о том причиняет ли он кому то боль и что он с детства чувствовал, что должен быть кем-то другим.
Если не знать, что «Самозванец» является документальным фильмом, то запросто можно принять его за несколько необычное плутовское кино, в котором непонятно все всерьез или тебя просто дурят. Однако Фредерик Бурден — это реально существующий мошенник, и поныне живущий во Франции, более 30 раз выдававший себя за тех или иных пропавших детей в самых разных странах Европы и даже Америки. Сейчас Бурден говорит, что завязал со своим странным пристрастием, однако поверить в то, что практически 25-летний молодой человек с успехом мог дурить и власти, и ФБР, и даже самих родителей, выдавая себя за 15-летних подростков, действительно очень сложно. Тем не менее, новоприобретенных родственников не смущают ни то, что их сын и брат практически ничего не помнит, ни то, что у него появился акцент, ни даже изменение цвета волос и глаз.
События, рассказанные в фильме и имевшие место на самом деле, интересны не только как очередная история из разряда «чего только не бывает на свете», хотя и в этом плане она удивительна, но интересна, прежде всего, как рассказ о людях, убитых своим горем и способных дойти до чего угодно вплоть до самовнушения, лишь бы решить свои собственные проблемы и избежать той трагедии, которая постигла их семью. При этом сам Бурден то пытается оправдать свои поступки желанием быть любимым и найти настоящую семью, то откровенно признается, что ему просто нравится обманывать людей. Он весь фильм точно также манипулирует эмоциями зрителя, как он это делал со своими жертвами. Его интуитивным даром входить в доверие, играть на чувствах и ожиданиях людей, конечно, нельзя не восторгаться, но при этом надо осознавать сколько горя он принес тем людям, которые ему однажды поверили.
Сам фильм достаточно необычен для документального кино. Он построен и снят по принципам игровых психологических триллеров с постоянным нагнетанием атмосфер. При этом зритель заранее в курсе о том, что Бурден самозванец и что, в конце концов, его поймают. Нельзя сказать, что прием этот работает на сто процентов, лично мне поначалу было несколько скучно и вся эта показная наигранность и сложность слегка идут вразрез с отсутствием интриги. Однако, нельзя не признать, что в итоге и режиссер и сам фильм добиваются своего и максимально приближают изначально документальное кино к полноценному игровому, а зритель начинает не просто следить сюжетом, но и сопереживать всем его участникам.