ПодменаРедко можно встретить документальное кино, которое может захватить внимание и удержать его на протяжении 1.5 часов так же хорошо, как и художественное. Ведь, создавая документалку, ты не имеешь право на вольности, которые потом могут привести к обвинениям во лжи. Однако авторам этого фильма несказанно повезло. Им попалась история столь невероятная, столь фантастическая, что она звучит как сценарий авантюрного голливудского триллера. Но это реальность. И от того становится даже как-то не по себе.
Если в кратце - в Техасе пропал 13-летний мальчик. Куда он делся, до сих пор остаётся тайной. На этом история могла бы и закончиться, но тут на другом краю земного шара, в Испании, 23-летний Фредерик Бурден заявляет, что он, дескать, и есть тот самый пропавший пацан. И хотя общих черт у них почти нет, а сам мошенник впоследствии заявлял, что сходства между ним и Николасом (так звали мальчика) состоят только из, разве что, пяти пальцев на каждой руке и ноге, родня всё равно его приняла, а у судей целых три месяца не возникало никаких вопросов. Только по инициативе частного детектива-энтузиаста самозванца с большим опозданием удалось вычислить.
Звучит до абсурдного нереалистично, верно ведь? Как будто очередное кино по типу Поймай меня, если сможешь или Талантливый мистер Рипли. Но Бурден готов дать фору любому ДиКаприо и Деймону в актёрском мастерстве. Так виртуозно обманывать всех, включая семью Николаса, это просто какой-то природный талант к находчивости.
И самое главное, история РЕАЛЬНАЯ, не приукрашенная. Возможно, разные точки зрения делают события чуть более неоднозначными, но сути происходящего не меняют. Это даже в какой-то степени страшно, что можно взять человека и украсть его личность. Сейчас такое возможно куда меньше благодаря технологиям, однозначно шагнувшим вперёд (хотя читатели романов Глуховского и его хитового Текста даже с этим поспорят), но тогда это была реальность.
Кино подойдёт и как классная документалка, и как художественная реконструкция. От первого у нас детальное разложение всего произошедшего, причём из уст тех, кто был свидетелями и/или участниками событий. От второго - лихо закрученный сюжет с отличными художественными вставками, где этих самых участников играют актёры. По сути, если бы создатели того реально хотели, этот фильм запросто мог превратиться из документального в художественный, основанный на реальных событиях. Даже ничего менять не надо было бы, история итак крайне кинематографична.
Ну и как вишенка на торте - после концовки есть, о чём задуматься. О том, что же случилось с Николасом на самом деле, была ли семья столь любимой по отношению к мальчику, могла ли и без того многослойная история иметь ещё больше граней. Ещё раз, все эти вопросы нам задаёт ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ фильм. Мощное достижение, не так ли?
Самозванец - это беспощадная оплеуха всем тем, кто верит в счастливые голливудские финалы. Ведь в реальной жизни всё не так. У нас есть жёсткое начало, загадочная середина и неясный конец, который не то что точкой, троеточием трудно назвать. Но от того история, изложенная в фильме, и представляет столь высокую ценность. Она даёт опуститься с небес на Землю, внимательнее вникать в происходящее и понимать, что у такого всегда есть двойное, а то и тройное дно. И далеко не всегда нужно доверять тому, что видишь на поверхности.