Иногда лучше молчать, чем говоритьНеожиданный пролог (на самом деле — эпиграф) «Убийств в Оксфорде» — зарисовка с полей первой мировой и цитата из Витгенштейна:
«О чем невозможно говорить — о том следует молчать».
Однако, в самом фильме, как и положено интеллектуальному детективу, говорят много.
Испанский режиссер
Алекс де ла Иглесиа вообще снимает странное кино, балансирующие между жанров. Так и здесь, сюжет поворачивается к нам то мелодрамой, то физиологическим триллером, то философской притчей, то почти неуловимой и тонкой, как английский юмор, комедией (а то и пародией — на интеллектуальный детектив как жанр).
Лучше всего смотреть его с титрами, чтобы уловить еще и игру модуляций «благородного» английского
Джона Харта и «американского» английского
Элайджи Вуда. Собственно, весь фильм держится на их диалоге, они мастерски отыгрывают все оппозиции, определяющие развитие сюжета (молодость — старость; практика — теория, чувство — разум). Ну, и красотка
Леонор Уотлинг, замыкающая треугольник, придает истории чувственной остроты.
Тут сравнивают «Убийства в Оксфорде» с
«Играми разума» и
«Кодом да Винчи», хотя от первого там есть только академическая среда как место действия, а от второго — игра символов, чисто внешний атрибут.
В общем, фильм неглупый и, по-своему, красивый. Детективную интригу безупречно держит до последнего кадра, разгадка, как положено, будет внезапной. Да и вопросы еще останутся.