Простая психология окопной войныБитва на Сомме стала одним из значительных сражений Первой мировой войны, не зря этот эпизод привлёк пристальное внимание кинематографа, это при том, что тема Великой войны — довольно редкая в жанре киноиндустрии. Не стоит ждать от этого фильма массовых сражений и батальных сцен. Разочарую тех, кто на это надеялся — их здесь попросту нет. Задачу режиссёр и сценарист Уильям Бойд поставил себе несколько иную — показать моральное положение солдат накануне знаменательной битвы, ту реальную ситуацию, в которой находилась английская армия накануне 1 июля 1916 года. Поэтому весь фильм наполнен диалогами: рассуждениями о будущем, усталости от никому не нужной войны, случайными страшными потерями — вроде смерти от шального артиллерийского снаряда, разорвавшегося прямо в глубоком окопе или снайперской пули во время ночного патруля.
Лично меня это несколько разочаровало, поскольку ждал от фильма совсем иного. Иногда диалоги совсем пустые, так что, промотав их — ничего не потеряешь. Хорошо показана слепота верховного командования, которое за штабными картами не видит реального положения дел на фронте — отсюда и огромные потери в первые дни битвы на Сомме (а это ни много ни мало — 60 тысяч солдат!). Длинноватое название «В июле 1916. Битва на Сомме» несколько дезориентирует зрителя, поскольку предполагает рассказ об этой битве как таковой, или хотя бы её эпизод. Впрочем, как уже и говорил — основное действие происходит за несколько дней накануне, а из самой битвы — лишь несколько заключительных минут. Здесь нет противника — он — нечто аморфное, невидимое, но в тоже время постоянно ощущаемое. О нём говорят, его чувствуют, война лишь фон, главное — человеческие чувства: братства и взаимопомощи, слепоты и корысти, тех, чья жизнь проходит в окопе. За ним — иной мир — невидимый, как и сам враг, смертельно опасный. Поэтому оригинальное название — «Траншея» раскрывает весь смысл картины куда больше.
На мой взгляд, фильм сильно растянут. Конечно, с одной стороны это соответствует задаче режиссёра показа реальной жизни солдат окопной войны: бесконечная муштра, пустая болтовня, ночные патрули и вечные сколки — между рядовыми, командованием и т. п. Концовка фильма не оставляет никаких вопросов, но и могли ли быть иначе при том, какую цель данная кинолента преследовала.
5 из 10