Человек, который хотел стать королёмДжон Хьюстон, который снял большое количество фильмов некоторые из которых занимают высокие места в престижных топах, всегда тяготел к авантюрным сюжетам (не тяготел бы – не стал бы классиком жанра 'нуар'). Фильм 'Человек, который хотел стать королем' снят по короткому рассказу Киплинга. Ну да, того самого Редьярда Киплинга, который написал 'Маугли' и 'Рики-Тики-Тави'.
Литературный же сценарий был написан Хьюстоном еще в начале 50-х. Потом не раз видоизменялся.
В сюжете фильма фигурирует сам Редьярд Киплинг, – его играет Кристофер Пламмер. Киплинг – журналист, пишущий тексты для английской газеты 'Северная звезда', издающейся в Индии для англичан. С ним знакомится 'брат' — Пичи. Брат по масонскому ордену.
Фильм отчасти примечателен тем, что Майкл Кейн в кои-то веки играет не комедийную роль. Играет живо, иронично, но – не комедийную роль. Он играет младшего офицера в отставке Пичи, мошенника и карманного вора. Шон Коннери играет его лучшего друга – младшего офицера Дэниела. Оба изрядно послужили для английской короны, а потом решили послужить себе. Сперва они разводят на бабки местных раджей, чиновников и т.п., а потом замахиваются на великое, богопомазанное: решают стать королями. Вот в чем их задумка: они хотят пролезть через заснеженные перевалы в страну Кафиристан, недоступную ноге белого человека, а там – подвизаться в полководцы к одному из местных корольков, раздать винтовки, завоевать под флагами королька всю горную страну, а потом узурпировать власть.
Хьюстон сделал одновременно и мошеннический, и героический фильм. Хьюстона неизменно привлекали сильные (и в то же время авантюрные) характеры людей, он редко разменивался на пустые личности.
Короче говоря, Пичи и Дэниел отправляются в Кафиристан… Где-то через час или полтора приключенческий кинофильм превращается в постмодернистский приключенческий фильм. Превращается в 'протоумебртоэко'-фильм. В симбиоз 'Маятника Фуко' и 'Баудолино'. Почитайте, кстати, если не читали.
Фильм сделан старомодно, но зато с массой натурных съемок + выразительная игра Коннери и Кейна + богоборчество (которое играет абсолютно на руку фильму, делает его всепланетным, несмотря на киплинговское 'националистическое презрение' – в отличие, допустим, от фильма не менее титулованного режиссера Джорджа Кьюкора 'Станция Бховани').
Отличным техническим работам сопутствует постановка «оскароносного» Хьюстона. Фильм абсолютно не даёт заскучать за весь хронометраж + всё это творение сопровождается отличным саундтреком великого Мориса Жарра, который писал композиции к таким фильмам как «Доктор Живаго», «Лоуренс аравийский» и многим другим.
На моей памяти фильм отпечатался, как один из лучших бадди-муви с элементами приключений и сильными техническими и актёрскими работами. К сожалению в последнее время редко увидишь столь сильный фильм в традициях жанра, но главное - не стремиться отчаиваться, ведь ещё многое впереди ждёт нас!