Героиня своего времениРешая, что же посмотреть в воскресный вечер, колебалась между чем-то фантастическим и мягким историческим. В итоге, по просмотру списка «что я хочу посмотреть», вспомнила об отложенной когда-то на далекую полку «Герцогине». Пролистав характеристику на КиноПоиске, решила не читать рецензии, которые была совершенно разными — и зелеными, и красными, и серыми. Так сказать, чтобы оценить без предвзятости. Полагаю, мне это удалось.
Так уж совпало, что просмотр «Герцогини» пришелся как раз на окончание чтения мною третьей по счету книги о Викторианской Англии. Хоть события фильма и происходят немного раньше, общие предпосылки к столь любимой мною эпохе наблюдаются повсеместно. Особенно вопрос женщины в обществе. Вот отсюда, пожалуй, и начну.
На протяжении всего фильма пыталась высмотреть в поведении и поступках главной героини те интриги, которые были обещаны в слогане:
«Интриги — ее хобби, красота — оружие». Сказать честно, не нашла. Ни разу. Ни их, ни того, чтобы она как-то пользовалась своей красотой. Умением владеть публикой — да, и не раз, «предвыборная кампания» Чарльза Грея тому яркое подтверждение. А вот насчет интриг — вопросик. Читая аннотацию, я готова была увидеть историю дамы, плетение паутин вокруг себя для которой — суть всей жизни, эдакой светской повесы, для который слухи за спиной — норма и где-то даже немного цель. Здесь же — совершенно противоположная картина. Я увидела историю глубоко несчастной женщины, неудавшегося брака (причем явно не с ее подачи), сломанной жизни и разбитого сердца. А то, что пытались позиционировать как «интригу», я считаю криком души, чем-то скорее светлым, чем порочным, и вряд ли кто-либо после просмотра фильма сможет мне возразить. Джорджиане выпала нелегкая доля стать супругой человека, для которого в браке нет ничего святого и важного. Для него жена — лишь машина по производству наследников. Ни любви, ни поддержки, ни хотя бы попытки изобразить это от него не исходило. Светские рауты, азартные игры стали для нее отдушиной — хотя, опять-таки, вовсе не в таком радикальном виде, как в той же
«Марии Антуанетте». В «Герцогине» мы видим также историю о женской дружбе, существование которой, как известно, всегда стояло под вопросом. Эти вопросы здесь показаны очень и очень ярко.
Ну и, конечно, не могу не добавить, что история Джорджианны — скорее обычный случай, чем история из ряда вон оригинальная. Я имею в виду, по тем временам. К сожалению, очень много женщин тогда страдали от своих богатых и влиятельных мужей, которые считали, что им позволено все, в то время как их бедные супруги не имели права буквально ни на что. А если и пытались как-то восполнить прорехи в неудавшейся жизни, оказывались немедленно осужденными высшим обществом. Возьмем хотя бы
«Анну Каренину», в последней экранизации которую, кстати, тоже сыграла Найтли.
Актеры, по моему мнению, свое отыграли сполна. Я не могу судить до конца объективно, так как смотрела в дубляже, а для полной картины необходимо слышать оригинальную речь играющих, но судя по картинке, все было весьма и весьма добротно. Для
Киры Найтли такие фильмы уже стали визитной карточкой, она замечательно смотрится в исторических образах. Часто встречаю отзывы, что она переигрывает. Хм, возможно и так. Но смотрится это настолько гармонично, что порой диву даешься, насколько же человек на своем месте.
Рэйф Файнс свою задачу «поганца», холодного и совершенно равнодушного к своей жене, выполнил на все сто. Это выражалось и в его мимике, и в том, как он держался.
Хэйли Этвелл досталась роль вероломной подруги, и хоть ее персонаж немного исправился к концу фильма, я считаю, что львиная доля предательства лежит и на ее плечах. Фраза Джорджианы, что «у нее украли друга», не до конца отбивает суть проишедшего — друг и сам был, очевидно не прочь. И вряд ли там была большая и чистая любовь, как у Джи и Грея, ведь, глядя на герцога Девонширского, трудно поверить, что с ним может произойти что-то подобное. Но это уже так, личное мнение.
Ну и, конечно,
Доминик Купер — о нем грех не вспомнить, отдавая должное его роли в жизни Джорджианы, сыграл парень убедительно, но его персонаж в душу не запал. Не стал тем, к кому бы я, на месте Джи, кинулась бы в объятия без раздумий.
Отдельно хочется выделить
Шарлотту Рэмплинг, исполняющую роль матери Джорджианы — истинная почтенная леди, представляющая старшее поколение женщин той эпохи, и хоть появлялась она на экране не часто, по ее напутствиям мы можем составить примерную картину, как же в те времена общество воспринимало брак в принципе, даже не смотря на возможные превратности со стороны супруга. Шарлотта держалась, как истинная англичанка. Я просмотрела ее фильмографию (признаюсь, ранее я была с этой актрисой незнакома) и немного расстроилась, увидев там очень и очень маленький процент исторических картин. Она очень гармонично вписывается в стиль подобного кино.
Общее впечатление от картины замечательное. Я не историк, чтобы судить о соответствии/несоответствии определенных исторических моментов реальности. Думаю, что при желании можно найти определенное количество ляпов, но не считаю это таким важным. Фильм-то, в конце-концов, художественный, а не документальный, и стопроцентного соответствия никто от него не требует.
Единственное, жаль, что такая доля в те времена выпадала на женщин чаще, чем хотелось бы.
А за прекрасный вечер-экскурс в жизнь героини своего времени:
10 из 10