Блистательная герцогиня ДевонширскаяЯ очень люблю исторические фильмы. Они впускают нас в другой мир прошлых эпох и столетий, где все по-другому, другие правила, ценности, устои и традиции, и этот мир тем и притягивает, что он загадочен и непостижим для современного зрителя.
Больший процент этих фильмов можно условно назвать «псевдоисторическими», так как они переориентированы уже на нашу современность. Наверное, создатели опасаются, что если воссоздать эпоху полностью, то это уже будет неактуально на сегодняшний день.
Тем не менее, какие-то из этих фильмов выходят очень удачными, какие-то не очень.
В «Герцогине» в первую очередь в глаза «бросается» зрелищность. Дорогие декорации, великолепные интерьеры, пышные костюмы… С художественной точки зрения постарались на славу, много денег было вложено!
Что касается исторической достоверности, увы, даже бывшему «троечнику» по истории понятно, что некоторые позиции в фильме приукрашены, нелогичны и не могли иметь места в те далекие времена.
В «Герцогине» Джорджиана Девонширская представлена жертвой и со всех сторон положительным персонажем. Я не знаю, как там было в книге, описано в книге, но достаточно просто «погуглить» и картина ее взаимоотношений с мужем, подругой, любовником и обществом предстает в совершенно другом свете.
Во-первых, «жертвой» в этой сложной и трагической (а на деле не совсем так, потому как исторические источники подтверждают, что все участники этих событий были вполне удовлетворены собственной жизнью) правильнее будет считать скорее ее мужа, с которым они не сходились характерами и взглядами на семейную жизнь. Он стремился к тихой, домашней и спокойной жизни, а она стремилась блистать, быть на виду, и играть в карты, растрачивая состояние мужа. В фильме этот момент тактично отодвинут на задний план, хотя в отношениях между герцогом и герцогиней это было серьезной проблемой, бьющей по кошельку мужа и по здоровью и психическому состоянию жены (психологи говорят, что игорная зависимость практически не излечивается).
В фильме жестокие поступки герцога словно противоречат его грустному взгляду и усталому виду. Словно актер хочет показать нечто другое, чем вложил в его героя режиссер и сценарист. Устало снимая парик, актер Ральф Файнс, как мне показалось, пытался вызвать у зрителя скорее сострадание, чем ненависть.
Во-вторых, развитие отношений между герцогом и подругой нашей героини шло по совсем иному пути. Различные источники утверждают, что это Джорджиана самолично толкнула подругу в объятия мужа, так как по всей видимости их отношения были пресными, это раз! и два — она сама имела любовников, и не одного, как показывают в фильме, и между прочим, муж этому не препятствовал, что было вполне понятным, ибо читая историческую литературу, постоянно сталкиваешься с описанием нравов тех времен, когда знатная титулованная особа обязана иметь любовника (любовницу) для поддержания своего имиджа, так было на самом деле при всем влиянии церкви и строжайших правил приличия в обществе.
Если остановиться поподробнее на правилах приличия, то меня просто «убили» два момента в фильме. Так называемая любовная сцена между Джорджианой и Бесс на мой взгляд, не могла произойти в реале, тем более таким образом! И два, безупречно воспитанная высокопоставленная аристократка без зазрения совести сама бросается в объятия графа Грея, вломившись к нему в комнату и чуть не изнасиловав (без кавычек). Любовные игры того времени имели на мой взгляд, совершенно другой вид, не допускающий такую явную инициативу со стороны женщины и обязательно содержащий напускную скромность. Также я думаю, что совершенно безобразная сцена на балу, где герцогиня напилась и публично опозорилась, просто нереальна, так как при подобном происшествии ее репутация была бы абсолютно испорчена.
Несчастная, загубленная женская судьба герцогини Девонширской предстает перед зрителем во всей своей депрессивности, безысходности, надрыве. В реале же, и логически и фактически, герцогиня прожила счастливую, насыщенную, безбедную жизнь, полную богатства, уважения, удовольствий. Конечно, полностью положительному и обиженному судьбой герою легче сопереживать, но на свете нет людей однозначно плохих и однозначно хороших. Таким образом, можно судить, что герцогиня Девонширская была далеко не ангелом, а ее муж не таким дьявольским отродьем, как представлено в фильме.
А в любом случае получилась немного слезливая историческая мелодрама с претензией на серьезность про действительно одиозную и блестящую герцогиню, а личность этой женщины стоит того, чтобы о ней сняли фильм, хотя бы и такого плана.
Хотелось бы сказать пару слов об исполнительнице главной роли
Кире Найтли. Действительно, а кому бы еще сыграть очередную прелестницу из 18-го века? Даешь в каждый исторический фильм по Кире! А если без шуток, то это уже становится предсказуемым: опять историческое кино и опять с Кирой Найтли в главной роли. Да, безусловно, она мила, но где-то переигрывает, где-то ей не достает шарма. А может быть, в этом амплуа она уже просто приелась.
6 из 10