О Париже с любовьюОни не понимают, какое это счастье. Просто так, беззаботно ходить по Парижу…
Воздух, пропитанный запахом свежей выпечки и цветов. Деревья, рассаженные в парке будто с использованием штангенциркуля, лишаются последних листьев. Повсюду спокойствие и лёгкая нега умиротворения. Продавцы отпускают шуточки о причёсках покупателей, те в ответ улыбаются. Бездомные поют на ходу, пытаясь привлечь хоть какое-то внимание проходящих мимо дам. Кто-то спешит с работы домой, а кому-то только предстоит потрудиться. Сверху за всем наблюдает… нет, не Бог, а всего лишь молодой танцор Пьер. Ему осталось жить совсем недолго, и кажется, что только он один здесь и сейчас понимает ценность жизни в этом месте. Дамы и господа, вашему вниманию представляется Париж. Город, в котором всё первично, и всё в то же время второстепенно. Город, в котором люди не выплёскивают понапрасну эмоций, как бы плохо им не было на душе. Город, который изменит тебя, как бы ты не противился. И, наконец, город, буквально созданный для того, чтобы о нём слагали художественные произведения.
Неизвестно, сколько времени за свою жизнь потратил Седрик Клапиш на прогулки по Парижу, но такое ощущение, что это число абсолютно неприличное. Конечно, нельзя знать о городе, тем более таком мегаполисе, абсолютно всё, но режиссёр близок к этому. Любой, даже самый унылый боевик, прибавляет в созерцательности, если его место действия — французская столица, когда же это свойство прекрасного становится во главу угла — оно затмевает всё. Рассказывая нам историю, которую смело можно было бы поделить на новеллы, Клапиш грамотно расставляет приоритеты, буквально на всём объёме повествования разбрасывая для грамотного зрителя подсказки. Здесь нет бедных и богатых, больных и здоровых, счастливых и несчастных. Сами понятия о бедности и счастье искажаются, когда ты в Париже, и именно город здесь — главный герой. Сталкивая лбами истории об учёном, который зарабатывает сотни тысяч евро и легко может окучить самую симпатичную студентку на курсе, но при этом считает себя «несчастным», и смертельно больного, который «счастлив» от одной только мысли о том, что смог позвонить и признаться в любви той, которую не слышал десять лет, режиссёр максимально уходит от разговоров о мирском и бренном. При том, что герои — самые обычные люди, рассматривать их судьбы, оперируя тривиальными понятиями, не выйдет. Казалось бы, а почему нельзя было бы снять такой же фильм в, допустим, Риме? И вопрос этот отнюдь не риторический — он и мне не давал покоя определённую часть времени. Ответ же кроется в полутонах. Не пихая в кадр Эйфелеву башню и другие достопримечательности, вывески на французском языке и национальные блюда за столом, но постепенно вводя в сюжет новых героев, Седрик Клапиш чётко объясняет своё видение души именно французского человека. И мозаика бы не сложилась без любого из них. Будь ты коренной житель города или чернокожий эмигрант, недавно переплывший на самодельном плоту Гибралтар, для Города все равны. И чем раньше человек поймёт, сколько чудных открытий для него припас Париж, тем больше приятных мгновений ему уготовано в будущем.
Несомненно, фильм вряд ли бы удался только благодаря проницательности Клапиша, но когда один из главных героев листает семейный альбом под Wax Tailor’a, планы города сняты сочно и изобретательно, а в лицах каждого из актёров узнаётся какое-нибудь другое классное французское кино, сердце стучит быстрее, а душа млеет. Позвав в проект кучу звёзд современного актёрского цеха, режиссёр ступил на тонкий лёд, ведь не надо далеко ходить за примерами, чтобы вспомнить провалы с отличным, как казалось, кастом. Однако здесь все справились на ура. Разбиение повествования на новеллы убыстрило съёмочный процесс, и если бы не финальная сцена, можно бы было предположить, что некоторые из актёров даже не встретились друг с другом на съёмочной площадке. В фильме нет ничего не французского. Если на фоне звучит классика — она обязательно французского сочинения, если на лекции говорят о мировых парках, то в монтаж фильма войдёт кусочек презентации именно о парижских представителях, да и даже если нам украдкой покажут камерунские трущобы, на теле молодого паренька обязательно будет надета майка не кого-нибудь, а Зинеддина Зидана. Тяга приезда в Париж, чтобы сравнить, действительно ли в городе так красиво, как изображено на открытке, которую недавно прислал брат — это то, чем он сейчас живёт. Даже нищенственная жизнь в центре Франции кажется ему желанней, чем благополучие на родине. Много ли таких как он? Ответьте сами.
Как и многие представители внежанрового, чисто созерцательного кино, фильм лишён сюжетных твистов и по-настоящему сильного сценария. Недосказанность и метафоризм в нём зачастую преобладает над чётким завершением сюжетных линий. Но спасает его то, что «Париж» — это фильм о всех нас. О наших переживаниях, наших страхах, наших успехах и наших триумфах. Рассказанная на примере восхитительного города история вполне могла бы быть адаптирована под любое место на Земле, окажись в умелых руках. Клапиш знает Париж не хуже одного из персонажей фильма, и было бы кощунством посвятить своё творение иному городу. Любовь к столице в частности и к Франции в общем у режиссёра в крови, и она гарантированно передастся зрителю, если тот захочет проникнуться. Открытый же финал истории — то троеточие, которое здесь необходимо. Ставить жирную точку можно бы было только при обоюдном прощании. И если люди готовы проститься с Городом, то Город не намерен отпускать своих жителей. «Мы обязательно ещё увидимся» — говорит Пьер сестре перед поездкой на операцию, пересадку сердца. И зритель думает про себя: «Да, они увидятся. И если не в этом Париже, то в том, который расположен в Раю. А если в Раю нет Парижа — то какой это нафиг Рай?»