Очень достойная экранизация и, наверное, самая близкая к тексту из имеющихся на сегодняшний день четырех. Не могу судить с абсолютной уверенностью, так как с мини-сериалом с Ромолой Гараи и 'Эммой'-2020 в канареечных тонах знакома весьма поверхностно, но все же мне представляется, что это так.
Не секрет, что остиноманок от 20 до 80 в первую очередь волнует, какой в экранизации мистер Дарси или мистер Найтли (Эдмунд Бертрам и Эдвард Феррарс волнуют их несколько меньше, но тоже могут являться приятным бонусом к просмотру). Так вот, мистер Найтли Марка Стронга у меня экзамен выдержал, пусть и не сразу. Вначале он показался мне тяжеловесным, эмоциональным, слишком 'итальянцем' для застегнутого на все пуговицы рационального английского джентльмена, вышедшего из-под пера Остин. В характере мистера Найтли и в помине нет таких контрастов, как у Дарси, но он тоже далеко не простой 'герой-любовник' остинсовской вселенной, и сыграть его, возможно, даже посложнее. Он до бесконечности положительный персонаж, но должен оставаться чертовски интересным. Это непросто. Какой у него в жизни конфликт? Да никакого. У него есть все, он влюбляется в 'семейном' кругу, и у него нет даже злобной тетки, которая запрещает ему жениться. Однако он должен оставаться притягательным до самого конца.
Для воплощения этого персонажа Марк Стронг пошел по несколько другому пути, чем я себе представляла. Он просто наполнил своего героя абсолютно положительной энергетикой (принц Септимус? лорд Блэквуд? Нет, не слышали, это в какой-то в другой жизни). Его мистер Найтли просто лучится сдержанной теплотой и, между прочим, откровенной любовью к Эмме с самого первого появления в кадре. Правда, скандалит он с Эммой на где-то десятой минуте совершенно по-итальянски, но ведь видно, что с любовью. И пусть него нет того чувства юмора, как у 'голливудского' мистера Найтли-Джереми Нортэма, зато с таким не пропадешь. В моем личном рейтинге мистеров Найтли Марк Стронг пока занимает первое место.
Все остальные актеры на своих местах. Эмма - юная Кейт Бэкинсейл, выбор не идеален, но все же хорош. Фрэнк Черчилл и Джейн Фэйрфакс вообще канонические, малышка Гарриет очень неплоха (Саманта Мортон - сильная актриса второго плана). Элтон в меру напыщен и смешон. Декорации, костюмы и предметный мир аккуратно соответствуют эпохе. Есть некоторые вольности в диалогах, но они нужны для того, чтобы вовремя 'подгонять' действие и уложить перипетии сюжета в отведенные полтора часа.
Жаль, что эта экранизация оказалась в тени своего более высокобюджетного голливудского собрата - экранизации 'Эммы' с Гвинет Пэлтроу, вышедшей в том же 1996 году (схожая ситуация была у франко-английского фильма 'Вальмон' 1989 г., оказавшегося совершенно заслоненным голливудскими 'Опасными связями'). Телевизионная 'Эмма' с Кейт Бэкинсейл неяркая и как будто не имеет своей 'изюминки'. Но это только на первый взгляд. Если присмотреться, в ней есть и мягкий юмор, и какая-то совершенно особая прелесть. И абсолютно нетипичный Марк Стронг, а это уже интересно.