Тюрьма и воляНад этим фильмом работали эксперты по тюремной проблематике. Режиссёр Жак Беккер отсидел год во время немецкой оккупации Франции, бывший участник Сопротивления и сценарист фильма Жозе Джованни после войны был приговорён к смертной казни (по счастью, помилован), исполнитель одной из главных ролей — Жан Кероди (Ролан Барба) сидел вместе с Жозе Джованни и сам был участником аналогичного побега. В общем, это вам не голливудские ремесленники-коммерсанты. Серьёзные люди, знающие цену жизни и свободы, и фильм у них получился серьёзный.
Сюжет простой. В камеру, где заключенные готовят побег, подселяют молодого парня. В тюрьме идёт ремонт, на шум в здании никто не обращает внимания, внутренний режим достаточно либеральный, поэтому обстоятельства благоприятствуют подготовке побега, да и новичок вроде бы хорошо вписывается в коллектив, однако всех случайностей предусмотреть нельзя.
Поскольку авторы фильма сами были заключёнными, то и картину мира они создают однозначную. Тюрьма — это каменный мешок, экзистенциальная пустыня для человека (даже если тюремщики иногда проявляют человечность), побег — это прорыв к свободе, к подлинному человеческому бытию. Только человеческий коллектив сохраняет тепло и возможность для человека выжить в этой каменной пустыне.
Режиссёр Жак Беккер переснимал отдельные сцены по 20-30 раз и добился желаемого эффекта: при просмотре возникает почти физическое ощущение сопричастности к тому, как люди прорубаются на свободу сквозь каменный пол и цементную стену.
Режиссёр держит зрителя в напряжении до последней минуты.
«Дыра» из тех картин, которые стоит увидеть.
Единственный минус — идеализированные образы заключённых (без мысли о том зле, которое они когда-то причинили другим людям), но на то у создателей фильма, как вы поняли, были свои причины.
9 из 10