Мой список живой классики. «Зеленый слоник» — Культ как предназначение.Предупреждение: Данная рецензия напрочь лишена иронии и несерьезности, на первый взгляд, вполне уместных при оценке этого фильма. Напротив, автор пытается как можно более серьезно рассмотреть художественную ценность (если таковая имеется) данного фильма и причины, повлекшие его поистине всенародную популярность.
Кто бы мог подумать, что фильм, снятый в 1999 году на любительскую пленку, в котором не задействован ни один известный (на то время) актер, который практически на сто процентов состоит из весьма непрофессиональной импровизации, да к тому же снят, видимо, «своими» и для «своих», обретет такую широкую известность и обрастет целым культом. Здесь свою роль сыграл российский интернет, на просторах которого правила «Чем пошлее — тем смешнее» и «Фрики = популярность» работают безотказно. Тем более, Владимир Епифанцев стал вполне уважаемым (правда, все еще в довольно узкой среде синефилом) актером, а Сергей Пахомов (он же Пахом) и Александр Маслаев (он же Александр Маслаев) — андерграундными звездами «для своих». И, конечно, определенную долю популярности «Зеленому слонику» принесли различные «фотожабы» и так называемые «мемы» — изображения, предназначенные для выражения той или иной эмоции при общении в интернете или просто смешные картинки.
С причинами популярности «Слоника» все ясно. А что же сам фильм? В чем его смысл и для каких целей он был снят? Очевидно, что своей главной цели Светлана Баскова добилась: «Зеленый слоник» стал, пожалуй, первым культовым фильмом постсоветской России, наряду с более поздними «Шапито-Шоу» и «4». По моему мнению, фильм и снимался для этого — для провокации и обретении культового статуса. Даже фильмы отца русского некрореализма Евгения Юфита не так известны даже самым скрупулезным в исследованиях кинематографа синефилам, как следующие работы Басковой, например «5 бутылок водки». А последний фильм Светланы, «За Маркса…» был представлен на многих крупных фестивалях.
Но свой посыл в фильме есть. И заключается он, как мне кажется, все-таки в видении режиссером тотального разложения общества. Когда люди от безысходности сходят с ума и становятся… Кем? Правильно, животными. В этом отношении «Зеленый слоник» больше всего напоминает яркий пример некрореализма японского, фильм 1996 года «Organ». Только если там описывался (тоже весьма яркими красками) разлад человека с мегаполисом, то «Слоник» охватывает более широкую тему: разлад людей между собой. Баскова рисует картину мира, в котором человек человеку не волк и даже не вау. Человек человеку — злейший враг, который подлежит немедленному жестокому истреблению.
Выставлять оценку этому фильму тяжело. С одной стороны, в нем нет ничего того, что мы называем кинематографом. С другой — фильм все-таки рассказывает историю, причем рассказывает подробно, даже больше, чем хотелось бы. Оставим без оценки. Хотя отвечая на вопрос, нравится фильм лично мне или нет, я все-таки решил, что нравится. Мысль есть, а этого уже достаточно, чтобы назвать этот художественный акт пусть не фильмом, но хотя бы визуальным высказыванием.
P.S. И пока в мире растет уровень преступности, мизантропии и взаимной ненависти, о светлом будущем нельзя даже заикаться. Нужно остановиться и подумать — над собой, над своим отношением к жизни и людям, над взаимопониманием, над человеческими чувствами… И исправить хоть что-нибудь, пока не поздно. А иначе — мир «Зеленого слоника» с легкостью через пару столетий станет и нашим миром…
P.P.S. Но смотреть для этого «Зеленый слоник» не обязательно. Кому-то, как например мне, он настроение поднимает, а кто-то и расстроиться может.