В фильме прекрасно изображен русский народ, хотя правильнее будет сказать население России, со всех его сторон.
Герой Пахома(все же мы люди) - ясно отражает ментальность всех поклонников духовенства. Все время пытается чем нибудь угодить, истории там, покушать, например. И это уже не просто желание завоевать расположение человека, ведь и в мыслях у него нет просить что либо в замен, это уже патология, игра в господина и раба. Это под кожей, в голове, течет в крови. И что особо комично, богом здесь можно обрисовать капитана, но направляет свою страсть герой не на него, а именно на посредника, на попа. (притянуто за уши, скажите вы? возможно, но прищурившись мы увидим то же самое)
Капитан - абсурдная бюрократия косящая наши ряды везде, будь то какая нибудь трехкопеечная справка из поликлиники, либо техосмотр. да что угодно..
Так вот этот отожранный, непонятно чем занимающийся целыми днями нехороший человек заставляет бедного 'все же мы люди' учить японскую историю второй мировой войны. Какой в этом смысл, спросите вы? Да никакого. Как и в бюрократии, собственно говоря. Хочу заметить что у Светланы Басковой это вышло куда более удачно, нежели в убогом гарипотере.
'Зачуханный мужик с чаем' - типичный житель России. Повесивший руки, уставший человек. Уставший от всего: от работы, от людей, от мыслей, от необходимости этих самых мыслей, от себя, от жизни. И даже доживая последние свои дни так же покорно выполняет приказания и терпя унижения со стороны власти.
В коротких 'артхаусных' вставках нам показывают как он испуган до тряски, и в то же время утомлен этим страхом. Ему луть ли не скучно уже от него. Ведь вся его жизнь пропитана им. Он поселился в нем, и неплохо обжился, нужно сказать.
И теперь самый сложный и неоднозначный персонаж.
Персонаж Епифанцева.
Я даже не знаю что написать. Он, скажем так, нормальный человек, попавший во всю эту ахинею. Он сопротивляется, борется с ней как может, отрицает её. Но не так долго, как хотелось бы.