Советская Россия.Сразу хочу сказать что этот фильм не то чем он кажется на первый взгляд. Это не фильм про пошлые дембельские истории, это не фильм про издевательства в армии, это не фильм про чистку говна и поедания говна и тем более не фильм про педерастию. Это выше. Этот фильм поистине высокое искусство, которое не так часто можно встретить в Российском кинематографе. Это фильм о России. О выживании русской души под гнетом тоталитарной тирании.
Про этот фильм я узнал, посмотрев обзор на него. Сначала я очень удивился тем, что такой известный актер как Епифанцев снялся в такого рода кино, но посмотрев Слоника я понял почему он это сделал.
Светлана Баскова является одним из самых ярких российских режиссеров. Её фильмы всегда пытаются рассказать зрителю правду о реалиях российского пространства. В «Зелёном слонике» Баскова затрагивает тему тоталитарного советского строя. Света делает это с применением своего едкого цинизма, черного юмора и где-то даже использует художественные приемы. Примечательно то, что фильм снят в армейской стилистике.
Герои фильма довольно оригинальны.
Владимир Епифанцев играет простого русского обывателя. Он нормальный человек, который попал в суровые реалии Зелёного слоника. Этот персонаж склонен воспринимать мир с рациональной точки зрения. Иррациональное безумие российской жизни, где тебе приходиться работать вычищая говно, жить в зелёной комнате с трубой, постепенно сводит с ума этого персонажа. Баскова хочет показать нам, что нормальному человеку в России не комфортно, ему приходиться всю жизнь чистить говно, постепенно сходя с ума. Следовательно, единственное, что может сделать нормальный человек в этой парадигме это пойти на протест или порезать себе вены тупым ножом спрятанным в шинели дабы прекратить ад.
Герой Александра Маслаева это приспособленец. Это червь, который ради того чтобы когда-то стать десподом, хозяином, готов терпеть все унижения тоталитарной системы и самому причинять боль другим. Недаром главная мечта этого героя это стать полковником. Он не уважает ни себя ни других, он готов терпеть унижение от начальства, приносить чай зубами. Он труслив, страх это основной двигатель его поведения, что хорошо показана в сцене в яме.
Персонаж Анатолия Осломовского это воплощение всей советской деспотии. Это абсолютный диктатор. В своей абсолютной власти он может делать с людьми всё что угодно, в сцене с минетом Пахома это показано напрямую. Осломовский олицетворяет собой всю безумную деспотию советской власти, где человек рассматривается как винтик, где с человеком можно сделать всё что угодно и никто не может защитить человека от этого.
Герой Пахома это поистине символ этого фильма. Именно благодаря игре Пахома сам фильм стал интернет мемом. Примеряя на себя маску юродивого, зелёного слоника, Пахом является олицетворением иррациональной русской души. Именно поэтому Пахом так не вписывается в рациональное восприятие мира героя Эпифанцева. Пахом-поехавший, он добрый, чистый сердцем персонаж, не злой, он не держит зла ни на кого. В своём поведении он простой как деревенский мальчик. Он олицетворения иррациональной русской души. При этом он как бы выходит за рамки физического объекта становясь сыном образа России. Как это было в сцене, где Пахом обращается к своей маме, то есть к России напрямую. При всём при этом, в образе Пахома Баскова старается показать зрителю всю неприспособленность к жизни русского народа в глобальном социуме. Пахома жалко, как и Россию, но от этого он всё равно остается неудачником, способным производить в глобальную экономику только собственные экскременты. В тоже время Баскова показывает зрителю, что только Пахом может выжить в безумной реалии тоталитарного государства деспота Осломовского.
Очень примечательно что фильм заканчивается революцией, в которой выживает только Пахом, русский народ. Тем самым фильм является напутственной метафорой нам с вами.
10 из 10