Такова жизньВместо предисловия
Все знакомы, мне кажется, с великой немецкой триадой, которой должна служить каждая «нормальная» женщина: Kinder, Kuche, Kirche. Ещё часто сюда добавляют четвёртый элемент — Kleidung. Всё остальное, по логике вещей, женским делом не является. И даже сейчас, когда вроде бы мы живём по-другому, женщина для многих мужчин — это не более чем обслуга с функцией сексуальных утех или же что-то подобное, но в более романтическом варианте. Даже сейчас женщине трудно жить по своим представлениям о том, стоит ли обязательно вступать в брак или нет, а может, одной вполне комфортно. Что уж говорить о временах 200-летней давности почти.
Но нет, дорогой читатель, дальше Вы не найдёте гимн воинствующему феминизму, ибо я не феминистка, да и Джейн такой не была, судя по всему. Дальше пойдёт речь совсем о другом.
Давайте сразу оговоримся, что данный фильм, хоть и биографический, но художественный. И образ Джейн из данной картины далеко не во всё соотвествует тому образу Джейн, который нам оставила оставила история.
Джейн и её выбор
Как уже было выше сказано, Джейн не феминистка: она любит мужчин, любит их общество и их внимание. Она, собственно, их вниманием и не обделена. Творечество для неё -это не та компенсация, к которой обращаются барышни, увы, не имеющие
успеха у противоположного пола. Джейн ищет себя, всю жизнь ищет. Ищет своего подлинного призвания. Она несчастна, поскольку разрывается между своей сущностью художника и природой женщины. Джейн хочет быть хозяйкой дома, матерью, но она боится утратить свой творческий импульс. И ведь перед такой дилеммой вставали и встают многие творческие дамы: учёные, писатели, художники. И многие принимали решение в пользу женской природы. А многие из тех, кто, как Джейн, следовали за свом призванием, всю жизнь страдали от неполной реализации. Не зря же знаменитая Сперанца, выдающаяся ирландская поэтесса, мать Оскара Уайльда, после своего замужества увлёкшаяся бытом и заботами материнства писала: «Мужчинам намного проще: им не приходится выбирать».
И вот именно эта трагедия Джейн показана в фильме со всей бескомпроммисностью. Она делает в пользу своего творчества, жертвуя неоднократно взаимной любовтью, обрекая себя на тяжёлый психологический кризис и, как следствие, на преждевременную смерть, а для нас оставляя свои книги, книги становятся её детьми. В них и находит она своё продолжение и бессмертие.
Любовь и всё, что около неё
В этом фильме весьма неоднозначно звучит и тема любви, и не только между мужчиной и женщиной. Здесь есть и любовь между сёстрами, которая как будто не даёт им расстаться друг с другом и вместо тёплой и нежной становится умоляюще требовательной, давящей, мотивирующей Джейн сказать в итоге решающее нет, когда вроде бы уже согласна, несмотря ни на что, сказать да. Здесь и любовь тёти к племяннице, очень глубокая и трогательная, которая, однако, не мешает тёте сбивать подопечную с пути истинного.
Но а любовь мужчины и женщины заслуживает вообще отдельного разговора.
Начнём с самой очевидной пары: Джон и Фанни. Оба красивые, молодые, из приличных семей. Но вот беда: жених слишком набожен, а невеста слишком ветрена. Но эт овсё мелочи, если есть подлинная любовь. А есть ли тут она? Здесь один романтический флёр, который исходит от благоухающей молодости, которая во всех нежностях ухаживания не видит настоящей личности избранника и потому не готовая к отпору даже в ситуации, когда в дело вмешиваются остроты тёти.
А отношения самой Джейн с молодыми мужчинами тоже складываются не самым лучшим образом в итоге: ею восхищаются, её общества ищут, но, увы, как женщина она практически уже никого из них не интересует. Их тянет к молоденьким личикам и к белым шейкам.
И это показано с непередаваемо грустной иронией. А ведь почти всегда так: если перед мужчиной встанет выбор интеллект или внешность, вероятнее всего, он выберет второе. Есть, конечно, исключения. Есть. Но факт остаётся фактом. Именно на внешность падки мужчины, а только потом идёт всё остальное, если оно есть.
Время и эпоха
Нельзя не сказать и о том, как изображена эпоха в фильме. По сути, она один из персонажей картины. Хмурые виды ещё не очень густонаселённого Лондона, слащавые картины загородных поместий — вот она неторопливая, вроде бы скучная, жизнь, в которой день идёт за днём, неизменно сменяя друг друга. Всё почти как сейчас, только ритм жизни немного не тот, а драмы, страхи, беды- всё универсальное, вечное…
Потому и будет этот фильм интересен почти любому зрителю. От всей души советую посмотреть его. Очень полезное кино.