Такие картины, снятые за рубежом — своего рода комплимент русской культуре, поэтому сам факт их существования радует и согревает. Но здесь, в России, отношение к ним намного более ревностное, чем в остальной Европе, и совершенно понятно, почему — если для создателей фильма Толстой — феномен «со стороны», то для нас он — нечто своё, родное и несоизмеримо более близкое. И оттого, наверное, российские отзывы на «Последнее воскресение» намного противоречивее.
Очень нравится, что кино — по крайней мере, для неискушённого зрителя — чётко следует реальным событиям, ничего не выдумывая от себя. Обратная сторона медали — предсказуемость сюжета, который входит в школьную программу по литературе и поэтому ясен любому мало-мальски образованному человеку, а его краткое описание даже как-то неуместно считать спойлером. Да, всем известно, что Толстой уйдёт из семьи. Да, всем известно, что он найдёт последний ночлег в глухом полустанке Астапово.
Впрочем, сюжет ни в коей мере не претендует на главенство. В основу фильма положено исследование сложных взаимоотношений между Толстым и его единственной женой, Софьей Андреевной, о которой современники писали, что личность её достойна стоять в паре с личностью Льва Николаевича. Причём основное внимание уделяется именно Софье Андреевне. Так что, можно сказать, что эта лента — о великой и беспощадной женской любви. И, дабы не испортить читателю впечатление от просмотра, больше об этом ни слова.
Как мелодрама, как иллюстрация последних дней писателя, жизни в Ясной Поляне, как кратенький экскурс в основные идеи толстовства, фильм очень даже неплох. Но ему явно не хватает глубины. Да, внешне здесь совершенно не к чему придраться, картинка сказочно красива, а игра актёров — значительно выше среднего. Основная претензия — образ Толстого. Как бы банально это не звучало, но создатели фильма слишком уж легкомысленно, слишком игриво обошлись с великой личностью, превратив его в полубезумного старикана, которым манипулируют все кому не лень. Возможно, всё дело в моей «испорченности», но как только Лев Николаевич появлялся в кадре, я неизменно вспоминал про Гэндальфа из «Властелина Колец». Кристофер Пламмер с лёгкостью бы заменил Маккеллена в волшебной саге, но чтобы воплотить на экране гения литературы, нужно нечто большее, чем предлагает актёр.
«Последнее воскресенье» получился аккуратным, интересным, доступным, но слишком «попсовым» фильмом, в основе которого — типичный мелодраматический сюжет про несчастную жену, страдающую от потери интереса со стороны супруга. Однако время и место действия обещали намного большее. Представилась такая прекрасная возможность развить, окультурить зрителя, а картина-то ей и не воспользовалась. Как результат, едва ли она вызовет желание понять Толстого, поближе познакомится с его идеями, прочитать его книги. Скорее даже наоборот. Наверное, кто-то подумает себе после просмотра: «Ну Лев Николаевич! Ну козёл! Жена тебя так любила, а ты, дурак, ничего ей не оставил, да ещё из дому сбежал! Великий писатель, называется…»
7 из 10