О человечностиИз-за просчётов командования не взята стратегически важная высота и командир полка, опасаясь за свою карьеру, приказывает совершенно не готовому к атаке батальону капитана Николая Волошина исправить положение. Мудрый и человечный комбат как может противится бездумным приказам, заботясь в первую очередь о своих людях, не желая отправлять их на верную смерть. Но приказ есть приказ — и его невыполнение приводит к отстранению от командования батальоном Волошина, на место которого назначается карьерист Маркин, который не задумываясь выполняет всё, что скажут командиры. В результате затяжной, тяжёлой и кровопролитной атаки высота всё-таки была взята при непосредственном участии отстранённого от командования капитана, но цена, которая за этим стояла, оказалась слишком высока.
О’Генри говорил, что «жизнь состоит из слёз, вздохов и улыбок» — так вот перефразирую американского классика можно сказать, что война, во многом, состоит из взятий высот. Во время контрнаступления советских войск, во время освобождения Европы от фашистов были взяты тысячи высот. Но каждая высота, каждая батальонная атака — это отдельная история и сотни или даже тысячи человеческих жизней. Недаром, белорусский писатель-фронтовик Василь Быков посвятил не одно своё произведение таким, казалось бы, будничным военным событиям — кроме «Его батальона» можно вспомнить повести «Атака» и «Проклятая высота».
Самое главное, что отличает взятие одной высоты от другой — это люди. Именно люди — главные герои всех произведений Быкова, именно на людях сконцентрировали своё внимание создатели фильма «Его батальон». (Кстати, режиссёр картины Александр Карпов в 1975 году уже работал на съёмочной площадке с Василём Быковым, сняв мини-сериал «Долгие вёрсты войны» по произведениям писателя). В центре истории — комбат Волошин, его мысли, переживания, поступки через призму отношений с командованием, с подчинёнными, через призму боя. Во время сложной военной операции срываются все покровы, проявляются истинные сущности людей — и на месте помощника оказывается бездумный исполнитель, а на месте штабного ветеринара — чуть ли не самый здравомыслящий человек среди всего командования.
При этом не нужно утрировать и обобщать всё увиденное на экране — не все командиры полка были как Гунько, не все комбаты были как Волошин. Нужно помнить, что Карпов снял кино не о войне в первую очередь, а о людях! А война — лишь индикатор, лучше всего позволяющий раскрыть человеческую сущность (от чего тема войны всегда будет востребована в искусстве).
А лучше всего, на мой взгляд, подытожить суть фильма можно словами Быкова — «И чем значительнее в человеке истинно человеческое, тем важнее для него своя собственная жизнь и жизнь окружающих его людей». Именно такой идеал человека и командира сложился у воевавшего солдата, в последствии ставшего именитым писателем.
9 из 10
Балл снят за «телевизионный формат» фильма. Всё-таки не достаёт военной картине масштабности — соответствующих истории декораций и спецэффектов. В то же время невозможно не отметить замечательную игру Виталия Зикоры в роли комбата Волошина и то, насколько близко к литературному первоисточнику снят фильм.