Режиссёрский хайп.Или иначе - конъюнктура диктует. С самого начала нас погружают в 'нерассказанную правду войны', а говоря нонешним языком знакомят с мемами демотиваторов о ВОВ (тут и ППЖ, и, конечно: - Ты, смотри, ему людей жалко! - исходящее от вышестоящего командира), и заканчивают фильм эмоционально фиксирующей и подтверждающей все вышеупомянутые сентенции сценой с захоронением падших воинов. Не похоронной командой, а силами выживших, что вызывает рациональное недоумение, но проходящее после восприятия композиции фильма. Которая строилась исходя из вполне мейнстримовской на 1989 год концепции нахождения самых негативных сторон даже в столь немыслимом по яркости и чистоте деле как победа в ВОВ. Что уж там говорить о других сторонах жизни, если и в таких вещах искали или придумывали нечистоты.
Вот тут и произошло отделение художника от человека, внутри режиссёра, когда первый воспользовался руслом и просто отчеканил очередную болванку 'правды', абсолютно не задумываясь... да просто даже об оригинальности, отличительности от других поделок того года в кинематографе. Вот ничего этих творцов не останавливало - хайп, он и в 1989 году хайп.
Засела одна фраза от гг о возможности вышестоящих командиров советоваться с нижестоящими, по поводу конкретных условий выполнения приказов, а не быть простым транслятором этих приказов свыше. Ведь в нашем военном кинематографе существуют два типа представления таких вертикальных связей: или как в данном фильме, некомпетентность начальника, компенсированная уставным подчинением приводящая к катастрофическим последствиям, или же гениальность начальника, когда каждое его распоряжение, как лыко в строку и как следствие полный успех задумки. А вот как раз совещания с подчинёнными, а не просто доведения до них приказа, как раз что-то мне по фильмам на вспоминается, хотя из жизни известно, что участие в принятии решения подчинённых, может дать совсем иную окраску фактам и необходимым действиям, да и просто снижает вероятность саботированию распоряжения 'по тихому', коих возможностей у всякого находящегося ближе к земле хватает. и что-то не верится, чтобы столь хорошо наладившаяся аж до Берлина машина РККА обошлась совсем без этого психологического этюда в отношениях. Впрочем дающий этот совет гг сам в картине этого не использует, довольствуясь доведения собственного мнения.
Возвращаясь к главным конфликтам картины: 'Я, начальник - ты, дурак' и 'любой ценой'. Что же оба наверняка имели место на войне и совмещённые в одной точке вполне могли породить чудовищные потери. И сейчас абстрагируясь от целеполагания снятия(слово, конечно, корявое, но из точных синонимов вспоминается только украинское фильмування) картины именно в то время и именно с такой интонацией повествования можно посмотреть как один из эпизодов, безусловно, трагических, ВОВ, показанный чётко действием, преломленным через характеры героев - особенно хорош персонаж получился у Бориса Руднева, эдакой тихий карьерист. Да и картинка хороша, особенно фон для титров.
Кстати, по картинке - атака с носящимся по полю комбатом беззвучно открывающим рот подтолкнули на воспоминание об уже виденном таком - и где! - в 'Тропах славы' у Кубрика! Чуть копнув, обнаружил соответствие процентов на 75 с этим творением! И там и там атака по прихоти начальника на высоту. И там невозможность подняться под пулемётами. И там и там отправление на смерть солдат не выполнивших приказ и даже персонажи лейтенантов похожи, не напрямую, а по готовности сподличать. И в данной картине так же остался не выясненный для меня момент: если ты осознаёшь всю бессмысленность приказа и так заботишься о жизнях своих подчинённых, почему сам не пойдёшь под трибунал, сохранив их жизни, ведь можно было вполне саботировать наступление, что проступок, но всё же не гибель множества солдат. Но нет наши гг будут долго ходить и переживать, но такой идеи не додумаются и даже получат повышение-награду. Так в итоге Василь Быков творчески сплагиатил 'Тропою славы', т.е. 'правдорубы' начали свои шалости с исходниками не с 'Движение вверх'? Ну, кто бы мог подумать?!
Как самостоятельное, цельное и хорошо объяснённое произведение имело бы шансы быть, если бы не подозрительное сходство по сюжету и характерам на 'Тропы славы' от Кубрика, да и по работе камеры. Как произведение несущее некий потенциал смыслов - достаточно типично со своими современниками и их последователями в современности. А лично мне уже хочется развёрнутый фильм с увлекательным сюжетом на основе тех невероятных достижений советских воинов и их командиров описываемых историками, подкреплённые художественной обработкой на основе психологизма и достоверности существования в тех условиях. В общем работы ума у киноделов.
4 из 10