Пол Джаматти играет актера, который накануне премьеры спектакля Чехова «Дядя Ваня» неважно себя чувствует и начинает понимать, что центральная роль у него получается совсем не так, как ему хотелось бы. Однажды вечером, после очередной не слишком удачной репетиции, он находит в журнале объявление о компании… которая занимается извлечением душ из тел людей. Абсолютно бытовым текстом в рекламе сказано, что эта процедура поможет избавиться от стресса, напряжения и мрачных мыслей. С максимальным скептицизмом, актер отправляется в офис компании, где встречает доктора Флинштейна, который пообещает избавить нашего героя от всего, что связанно с понятием «тяжело на душе». Подписав необходимые бумаги, актер ложится в жуткую помесь барокамеры с соковыжималкой и через несколько минут ему демонстрируют результат — его душа, размером с горошину. После этого, он отдает её на сохранение в специальный склад компании, где души тысяч людей хранятся глубоко замороженными, в стерильных, стеклянных колбах. Какое-то время, в прямом смысле бездушный актер театра вяло пытается сыграть на очередном прогоне, и ничего у него из этого не выходит. Вернувшись обратно в компанию, он пока не хочет свою душу обратно, но арендует душу русского поэта, которая на проверку оказывается душой девушки, работающей на заводе в России. В этот раз репетиция проходит невероятно успешно, все от актера в восторге, он сам радуется, но через какое-то время к нему начинают приходить ведения — болезненного вида дети, полуразрушенные квартиры и прочие воспоминания бывшей хозяйки «товара». Поняв, что игры в переселения душ зашли слишком далеко, герой приходит в компанию опять и просит вернуть его душу на место. Беда в том, что пока актер примерял на себя бездушность и чужую душу, колбу с его собственной душой увезли в Санкт-Петербург. Для чего? Одной русской актриске понадобился талант, и она попросила своего папика привезти ей из Америки душу какого-нибудь актера. Герой чудом находит Светлану (Дина Корзун), девушку, которая буквально в себе перевезла через границу его душу и вместе они отправляются в культурную столицу бывшего СССР, чтобы вернуть актеру то, что ему принадлежит по праву.
Что и говорить, фильм необычный. Подобные сюжеты обычно пишет Чарли Кауфман, но в этот раз обошлось без него. Честно сказать, лично я сел смотреть эту безумную картину только ради любимого Пола Джаматти и на полном серьезе думал, что вполне вероятно буду большую часть хронометража усердно перематывать. Кто бы мог подумать, внезапно оказалось, что работа не такая уж и претенциозная, какой могла бы быть. Режиссер мог просто попытаться выехать на странности идеи и «кауфманизме», тыкая зрителю в нос колбы с камушками, которые должны комично символизировать наши души.
Вместо этого, перед нами предстает забавная и одновременно серьезная аллюзия на наше будущее. Люди идут по пути упрощения жизни и готовы ради комфорта избавиться от чего угодно, включая самую мистическую часть человеческого естества. О последствиях мы почти не задумываемся, ибо сиюминутные потребности нам кажутся гораздо важнее. Отрезать, оторвать, выбросить, выкинуть или, как в нашем случае, сдать на хранение, но лишь бы не возиться. Так же надо отметить, что сценарист обладает недюжинной фантазией. Практически на все странные вопросы были даны адекватные (насколько это возможно при такой завязке) ответы, система контрабанды с помощью мулов типа Светланы (бездушные люди, которые внутри себя перевозят украденные души) выглядит оригинальной, несмотря на то, что частично основана на принципах контрабанды наркотиков. Отдельного упоминания заслуживает подробность различных побочных эффектов — быть бездушным и держать в себе душу другого человека не выглядит как одна и та же проблема. В фильме есть даже лекарства для реформирования души из её остатков и таблетки, которые помогают чужой душе прижиться в новом теле! Сама тема о том, что душа — это метафизическое, несуществующее в реальности, но всё же необходимое для существования, продолжение человека, которая может заболеть и быть ампутирована мне показалась очень увлекательной.
Кастинг «Замерзших душ» тоже оказался лучше, чем я ожидал. Помимо
Джаматти, который в подобной стилистике выглядит максимально натурально и радует своим талантом игры чудаков, мне понравилась и актриса
Дина Корзун (известная у нас по «Стране глухих»). Обычно, тандем американского и русского актеров почти всегда сводится исключительно к комедии, но в этот раз нам дали возможность побыть свидетелями драматического дуэта. Хотя, контр-культурного юмора здесь тоже хватает, особенно в сцене, где Пол и Дина едут в машине по Питеру и Дина учит английский язык с помощью аудио-тренинга. Лицо Пола при этом описанию просто не поддается. К слову о Санкт-Петербурге. Не поленились и поехали снимать именно в него, что большая редкость для зарубежного кинематографа, который постоянно снимает Россию где-нибудь в Латвии. Дело происходит зимой, так что красивые панорамы замерзших каналов и кораблей, стоящих в многометровом слое льда прилагаются.
Теперь о вещах, которые не порадовали. Первое — преступно мало Эмили Уотсон, которая сыграла жену театрального актера. Стоило брать такую талантливую женщину ради того, чтобы она 90% времени спала на кровати? Второе, последнее и самое противное — где все остальные русские актеры? Идеальный был шанс для десятков наших лиц засветиться на мировой арене. Бьюсь об заклад, это всё из-за жадности. Кто-то слишком много запросил и в результате у нас одна Корзун согласилась. Половину фильма снимают в чертовом Питере! Что вам ещё надо, господа хорошие?? Взяли и профукали такую возможность.
«Замерзшие души» это, конечно, эксперимент не про всех, но от него веет приятным, морозным ветерком свежести, который многих обязательно подтолкнет на интересные раздумья. Желающие чего-то нового непременно должны присмотреться к данному кино.
7,5 из 10