Смотреть бы рад, да и обманываться не тошно...Чего только не прочитаешь в рецензиях на этот фильм! Один пересказывает сюжет: «сценарист Кауфман пишет сценарий по книге, бла-бла-бла…», другой восхищается репликами, третий считает, что Кауфман, после путешествия в мозг Джона Малковича, решил запустить зрителей в свой мозг и показать, как создаются голливудские сценарии. Все чушь! Этот фильм – насмешка над зрителями, ну, быть может насмешка – это слишком зло: насмехаться Кауфман скорее бы стал над рецензентами и критиками, которые, в большинстве своем не могут рассмотреть в этом фильме более, чем ожидают увидеть, над зрителями Кауфман скорее потешается. Он подобен фокуснику, который перед толпой детей показывает свои незамысловатые номера. Отвлекая внимание открывшей рты публики, взмахом яркого платка или магическим пассом, он вдруг достает из-за уха какой-нибудь предмет и неизменно получает овации, ведь публика желает быть обманутой.
Как же сложно и как просто написать сценарий для такой аудитории! Публика жаждет фокуса, на крайний случай готова мириться с какой-нибудь заумью. Пожалуйте: сценарист дает вам и того, и другого, оставляя при этом все 'тайны престидижитатора' на виду, ведь он уверен, что их все равно никто увидит просто потому, что
не хочет видеть. Что, зритель, заскучал на истории о цветочках? Ну, тогда одного из героев сожрет крокодил, правда здорово? Да что там, НЛО тоже мог бы прилететь, хотя Кауфман и тут тонко чувствует грань, за которой нарастающий фарс облегчил бы разгадку сообщения, посылаемого зрителям. А ведь фокус-то легко разгадать, все «подсказки» лежат тут же и никак не замаскированы. Следите не за руками, не за отвлекающими взмахами рук, а просто попробуйте увидеть, как фокусник исполняет свой фокус! Наслаждайтесь тем, как сценарист, режиссер, оператор удерживают ваше внимание. Не всматривайтесь – это бесполезно: ни под одним наперстком шарика нет! Просто смотрите одновременно и за фокусником, и за зрителями, оставаясь слегка в стороне. Смотрите, как смеется или плачет аудитория, стоит лишь автору «взмахнуть» очередным сюжетным поворотом. За тем, как автор свободно манипулирует вниманием публики, как подсовывает им тех персонажей, которых они смутно ожидают увидеть, одновременно не веря в то, что такое возможно. Хотите видеть сценариста-задрота – вот вам! Надоела журналистка интеллектуал из журнала нью-йоркских снобов? Превратим ее в наркоманку-убийцу. Ты ведь все скушаешь, мой желающий обманываться друг! Ну и под конец пустим соплю в сахаре про то, что «ты то, что ты любишь, а не тот, кто тебя любит» и кокнем брата главного героя, который уже и сам не может удержаться от смеха над этими «неожиданными сюжетными поворотами».
Ну так что? Фильм о Кауфмане? О Голливуде? О кино? Конечно нет (и конечно да!) он о зрителях, об этих вечных детях, которые усаживаются перед экранами, в ожидании, когда их обманут, когда «дядя покажет фокус». Ах, простите, это ведь не про вас, это про тех, которые ходят на «Трансформеров», а вы-то ведь – интеллектуалы…
10 из 10