Это однозначно женское кино. Невзирая на погони, перестрелки, покер и букмекерские конторы, это всё равно женское кино. Как иначе можно объяснить отсутствие в нём хотя бы одной мало-мальски хорошенькой женщины и присутствие этих двух умопомрачительных господ: Роберта Редфорда и Пола Ньюмена? Элегантные, как вампиры, привлекательные, как само искушение, обворожительные, как проходимцы. Кем они, собственно и являются. Справедливости ради отмечу, что это проходимцы самого высокого класса. Они так ловко дурят полицию, других мошенников и самих зрителей, что аж дыхание перехватывает.
Что же касается погонь и перестрелок, то они, кажется, введены исключительно ради того, чтобы полюбоваться на стремительного мистера Редфорда, изящно затянутого в костюм тройку и красиво ускользающего от мафии и коррумпированных полицейских. Думается, именно он наполнил очарованием понятие «голливудская улыбка». Его персонаж совершенно точно знает, что покорять женщину надо не с помощью намёков и завуалированных призывов, а применяя чёткие инструкции:
- Иди в туалет, открой окно и жди меня.
Что касается роскошного Пола Ньюмена, то тому и вовсе не надо улыбаться, потому что у него самые улыбчивые глаза в мире. Впервые представ перед зрителем опустившимся пьянчугой, прикинувшись неотёсанным грубияном в поезде, он затем вырастает во всё великолепии своего пленительного гения аферы.
Будьте готовы увидеть аферистов всех мастей. Аферистскую биржу труда («Сходи-ка за списком и посмотри, кто готов поработать сейчас»). Целые семьи аферистов с папой — лучшим уличным мошенником Штатов и мамой — экс-мошенницей. Они даже бога воспринимают, как пособника в очередном маленьком предприятии.
- Что-то вы раньше не ходили в церковь вечером.
- Хочу выиграть в лото. Пусть господь мне поможет.
Но при этом возмущаются отсутствием набожности у сына:
- Лерой, пора в церковь.
- Ну, мам, на самом интересном.
- И в кого ты такой пошёл!
Остроту весёлому, авантюристскому настрою фильма придают моменты, вызывающие напряжение и тревогу у зрителя. Это бесконечные преследователи персонажа Редфорда, лихого Хукера, которые буквально наступают ему на пятки. Продажный коп Снайдер — своими неуклюжими хрустящими башмаками, неуловимый Салино — вкрадчивой поступью невидимого человека.
Но всё-таки на мгновение приоткрывается блестящий занавес бесшабашной удалой жизни мошенников, и мы видим усталость. От нескончаемых погонь, от вечного балансирования на острие — даже не ножа, нет — ядовитого жала. Зачем? Приоткрывается занавес, и обнажаются истинные декорации жизни двух блистательных аферистов — визжащие проститутки, мчащиеся на карусели. Остаётся только всю ночь сидеть в шляпе на кровати и курить, отгоняя мысли о том, как могло сложиться иначе.
Но это лишь минутное уныние, чтобы затем вновь ринуться в борьбу, больше напоминающую не бой петухов, а пляски на раскалённой сковородке. Чтобы сделать ставку — свою жизнь и получить всё или всё потерять!..
9 из 10