Кино на все временаВодитель для Веры. Странно было полагать когда-то, что этот фильм не представляет собой ничего интересного. С одной стороны, ругать себя здесь не за что, ибо любое кино всегда найдет своего зрителя рано или поздно. К тому же, вряд ли 4 года назад я смогла бы по достоинству оценить эту картину. С другой стороны, это кино уникальное и тот факт, что я зрела для него целых 4 года и не понимала все это время истинного таланта актрисы Алены Бабенко, заставляет меня с укором смотреть на себя в прошлом. Так или иначе, мое время пришло. Я его увидела. И оно меня поразило.
Начнем с того, что главная героиня фильм - не простая особа. Из-за определенного физического недостатка она эмоционально зажата и поначалу весьма резка с главным героем – Виктором, ее водителем. Однако то сострадание, которое в ходе сюжета Виктор будет проявлять к Вере, заставит ее посмотреть на него другими глазами и даже влюбиться. Вера являет собой человека искреннего в плане чувств к главному герою, чего нельзя сказать о последнем, ведь у него на уме военная карьера, а отец Веры по сюжету важная птица, которая может Виктору эту карьеру устроить. Взамен Виктор должен стать для Веры и мужем, и отцом ее ребенка. При просмотре фильма я поймала себя на мысли, что не могу определить отношение Виктора к Вере: то ли это просто долг и жалость, то ли все таки любовь… Как бы там ни было, выбор был сделан не в пользу Веры: карьера встала у Вити на первое место и из-за нее он в итоге все потерял.
Отец главной героини, конечно, был человеком значимым для партии, генералом, а значит, опытным в определенных жизненных ситуациях. Но он не смог разглядеть в своем окружении того, кто все, в конце концов, свел на нет: и счастье Веры, и карьеру Виктора, и самого генерала. Я не совсем уверена в том, что режиссер хотел в первую очередь изобличить советский порядок. Люди подставляют друг друга всегда и везде, вне зависимости от системы и идеологии. Просто в контексте такого «стукачного» времени, как период СССР (конкретно в фильме это 1962 год), это наиболее наглядно.
Возвращаясь к Виктору и моим рассуждениям о его любви-нелюбви к Вере… Фильм начинается с того, что нам показывают Виктора, позирующего перед фотокамерой рядом с машиной, на которой он работал водителем. Прекрасная Волга советского образца. Вороная, изящная, она намного больше ему нравится, чем окружающее его люди. Именно к ней он, возможно, испытывал настоящую любовь. Он настолько трепетно к ней относился, даже из огня вывез, что его отношения с Верой, по сравнению с этим, блекнут.
Что же касается самой Веры… Алена Бабенко просто великолепно справилась со своей ролью. Ее Вере действительно веришь. Ей сострадаешь. Ее понимаешь и хочешь помочь. По крайней мере, во мне этот персонаж вызвал бурю эмоций. Она неистова и в то же время способна на смирение. Она показательно груба в начале и поистине нежна впоследствии к Виктору. Она решительна и нетруслива. Виктор, несмотря на присутствующую меркантильность и карьеризм, в итоге тоже способен на поступок. Настоящий, мужественный поступок. Поэтому противопоставлять его Вере я не стала бы. Она, конечно, была намного его сильнее. Но и он в итоге нашел в себе силы сделать правильный выбор.
Этот фильм неспроста снискал немалое количество наград отечественного уровня. Это кино снято хорошим режиссером, в нем играют талантливые актеры, оно про непростую любовь и про то, насколько подлыми бывают подчас люди. Это кино на все времена. Благодаря тому, что оно не про наше время, но снято именно в наше время.