Идеология и эстетика ГерояЭстетика
Фильм Чжана Имоу одновременно существует в двух измерениях: эстетическом и политическом. Как произведение искусства он представляет собою настоящий шедевр. Глобальный масштаб событий (как в историческом, так и в буквальном физическом смысле), симметрия и глубина кадра, часто достигаемая за счёт протяжённого пустого пространства (например, неба или пустыни), яркие цвета персонажей и антуража, величественная и безмолвная красота пейзажей (горы, озеро, пустыня, облака), удачно выбранные ракурсы – все эти средства киноязыка искусно используются режиссёром, воплощаясь в прекрасную гармоничную кинокартину. В мире «Героя» не существует разрыва между человеческим и естественным. Напротив, природа является как бы продолжением мира людей: при гибели персонажа листопад окрашивается в кроваво-красные цвета, колебание пламени свечей отражает противоречивые порывы духа героя, ветер становится воплощением воли воинов. Персонажи «Героя» преодолевают не только пространство (поднимаясь над физическими законами природы), но и время. Всё самое важное происходит в застывших моментах: пока не упадёт прядь волос, капля крови или дождя.
Герой – это, прежде всего, боец. Поединкам отведено центральное место в повествовании. Характерно, что воинское мастерство отождествляется с музыкой и каллиграфией – все эти формы искусства по существу сводятся к достижению «высшего состояния». Сверхъестественная эквилибристика бойцов, представляющая собой полёт воображения, безудержное буйство красок, подчёркнутая символичность и условность происходящего – таковы художественные особенности «Героя». Не будет преувеличением сказать, что это весьма поэтичный фильм.
Идеология
Поэзия – необычайно мощное искусство не только в эстетическом, но и в политическом смысле. Не случайно ещё Платон изгонял из своего идеального Государства всех поэтов. В данном случае совершенная красота формы выступает аргументом в пользу идеи, лежащей в основе содержания фильма: «все под небесами». Небо – то Единое, что объемлет собой всё, возвышается и, соответственно, властвует над всеми. Проекцией Неба на Землю является власть одного над всеми – императора. «Захватить всех под небесами» – сакральная цель правителя, желающего установить космический порядок в мире людей.
Прежде чем персонажи осознают своё место и роль в универсуме, им предстоит пройти тройственный путь, который можно выразить разными формулами. По отношению к знанию он таков: ложь – заблуждение – истина. Его также можно визуализировать как триколор: красный – синий – белый. С точки зрения воителя, путь составляет последовательное прохождение трёх стадий: человек и меч составляют одно целое – меч только в душе – отсутствие меча и в руке, и в душе. А героический маршрут начинается с разжигания невероятной силы страсти. Следующий шаг – готовность пожертвовать своей жизнью. Но высшая форма героизма – это готовность пожертвовать не жизнью, но всеми своими страстями, то есть отказ от индивидуальности во имя Единого.
Не случайно истинный герой китайской нации – Безымянный. Образность фильма постоянно утверждает эту мысль. Безликие ряды царских воинов с достойным восхищения единообразием механицизма исполняют свой долг перед правителем. Все подданные выглядят и ведут себя совершенно однообразно – незыблемость закона не оставляет пространства для индивидуальности. Те же, кто не способны низвести себя до роли маленькой чешуйки на теле левиафана (кстати, вспомним, что традиционным символом Китая является морской дракон), не имеют место в царстве Единого. Лучшее на что им можно надеяться – это торжественный похоронный обряд и обретение «дома» по ту сторону жизни.
В III в. до н. э. царь Цинь Шихуанди одолел все остальные царства и таким образом стал правителем Единого китайского государства. В фильме он изображён мудрым и не боящимся смерти владыкой, который хоть и жесток, но действует во имя великой цели. На самом деле он был беспощадным тираном, не только умертвившим множество людей, но и приказавшим сжечь все книги на территории своей империи. К концу жизни Цинь Шихуанди настолько сильно боялся умереть, что в поисках эликсира бессмертия обратился к алхимикам, которые надоумили его принимать содержащее ртуть «лекарство». Закономерным последствием употребления ртути стало безумие и скорая смерть. Но даже в загробный мир он не был готов последовать в одиночестве. Вместе с владыкой было захоронено его воинство – терракотовая армия, состоящая, по меньшей мере, из 8 000 глиняных статуй. Скульптуры хоть и представляют собой индивидуализированные образы, но всё же составлены из ограниченного количества физиологических форм, соединенных различным образом. Итак, терракотовая армия индивидуальна в условном и весьма ограниченном смысле, что вполне соответствует логике единообразия. Именно на бойцов терракотовой армии больше всего похожи воины царства Цинь в фильме.
Исторический Цинь Шихуанди имеет мало общего с изображённым в фильме своим идеализированным образом. Также безымянный герой есть лишь фиктивная абстракция, идеальный гражданин с точки зрения авторитарной власти. Содержание фильма – идеология тоталитарного государства – представлена в совершенной художественной форме. Поэтому восхищаясь героем как эстетическим феноменом, не стоит забывать об опасности поэтики (иными словами пропаганды) как служанки политики.
Эстетика: 10 из 10
Идеология: -10 из 10