Потопленный «Титаником»29-летний выпускник отделения психологии престижного университета Джеймс Уолтер Вайлэнд, наследник богатого папочки, жуир, алкоголик, наркоман и эпилептик, обвиняется в тяжком преступлении — убийстве и расчленении девушки лёгкого поведения. Во время следствия подозреваемому приходится вступить в неравный поединок с двумя копами, вооруженными детектором лжи… Культовый британский актёр Тим Рот в который раз демонстрирует богатство наработанных психопатологических красок, в диапазоне — от «просто плохого мальчика» до инфернального гения зла.
Психолог-консультант, к которому детективы обращаются за помощью, знакомит их с многочисленными вариантами эпилептических эксцессов, и в качестве самого показательного примера приводит случай с художником Ван Гогом, который, якобы, отрезал себе ухо как раз во время такого припадка. Самое интересное здесь то, что Рот семью годами раньше как раз сыграл Ван Гога в фильме Роберта Олтмена «Винсент и Тео». Надо полагать, после роли гения ему не составило особого труда взять «бастион» масштабом поменьше. Во всяком случае, благодаря Роту эта детективная головоломка избавляется от ощущения сценарной надуманности, чем зачастую грешат подобные ленты.
Кроме того, Рот находится здесь под плотной опекой актёров, которые хоть и не сделали звёздной карьеры (за исключением разве что Рене Зеллвегер, сыгравшей здесь невинную жертву), но уже давно заставили с собой считаться. Майкл Рукер, Крис Пенн, Эллен Берстин, Розанна Аркетт, как и Тим Рот, предпочитают работать с начинающими постановщиками в независимом кинопроизводстве, поскольку уже давно поняли, что там куда чаще встречаются непредсказуемые сценарии и оригинальные режиссёрские ходы. И если бы не столь выразительный актёрский фон, то соло Рота, возможно, и не прозвучало бы так ярко.
Помимо экзальтированной игры 36-летнего англичанина обращает на себя внимание и работа братьев Пэйт. Их первый совместный режиссёрский проект заставлял всерьёз верить, что в американском кино появилась ещё одна родственная пара, способная вслед за братьями Вачовски составить конкуренцию Джоэлу и Этану Коэнам. Но даже несмотря на то, что Пэйты в дальнейшем не смогли закрепиться в большом кино и перешли на ТВ, это ничуть не умаляет достоинств данного фильма. Их дебютный триллер-детектив придётся по вкусу тем зрителям, что любят хорошо закрученные интриги, острые психологические дуэли, борьбу сильных характеров и тонкую игру ума.
Одна беда: этот малобюджетный проект не смог выйти достойным тиражом на киноэкраны, на много месяцев вперед расписанные под релизы голливудских блокбастеров. Причем «Лжецу» не повезло исключительно, поскольку он стартовал через полтора месяца после отплытия «Титаника». А тогда, в начале 1998-го, по этой причине в кинотеатрах стремительно тонуло не только независимое, но и любое другое кино. Поэтому, собрав в Северной Америке ничтожные полмиллиона баксов (то есть в 1200 раз меньше, чем творение Кэмерона), Deceiver сдался на милость победителя и сошёл с экранов уже на третьей неделе проката.