О «перестройке» и псевдо-диссидентахЭто один из последних фильмов Михаила Швейцера, знаменитого советского кинорежиссёра, и был он интересен мне по одной простой причине: что мог сказать зрителю мастер в те годы, когда все запреты были сняты и ценура приказала долго жить?
Фильм замечателен галереей образов перестроечных псевдо-героев, которые играют ведущую роль в формировании общественного мнения: тележурналист, литературный критик, художник, эмигрант. В годы «застоя» они были близки к диссидентским кругам, но не отправились по этапу или в психушку, а сотрудничали с КГБ. Эти роли блестяще сыграны Е. Евстигнеевым, В. Золотухиным, Б. Клюевым. Удался и образ бывшего полковника КГБ (Н. Пастухов) — бывших здесь, как известно, не бывает. Центральное место занимает фигура «нового русского» дельца, который отсидел за свои коммерческие махинации в советское время и расправил крылья теперь, пытаясь переиграть посадившего его когда-то полковника. Это роль Александра Калягина, сыгранная великолепно — обаятельно, сочно, с юмором.
Менее удачным кажется использование образа Александра Галича, песня которого и стала отправной точкой сюжета, а также дала название фильму. Есть и более слабые актёры, и сомнительные сюжетные ходы. Но сатирическая сторона картины и динамичное развитие сюжета перекрывают её недостатки.
7 из 10