В то время, пока жизнь мелкого столичного клерка начинает поблёскивать новыми карьерными лучиками, обещая ему свежий прилив мелкого мещанского счастья, где-то далеко, на необъятных просторах страны, куётся большое счастье большой страны рабочих и крестьян. Лишь благодаря курьёзному стечению обстоятельств, вчерашний повелитель счётов, очертя голову, бросается в кипучую рабочую жизнь, – с огнём в глазах и с топором в руке!..
Создатели фильма умело показали «тяжёлые роды» человека труда: в тесном мужском коллективе, иногда под колкими насмешками, в изнурительных физических нагрузках, в непривлекательных бытовых условиях, в суровом климате – мягкотелый интеллигент-одиночка начал формироваться как полноценная общественная личность.
Режиссёр очень нежно поступил со зрителями, потому что, несмотря на все особенности главного героя, смог продемонстрировать максимально комфортное его вхождение в жёсткий мужской коллектив. Это показано как назидание низовым руководителям – быть внимательными и чуткими с подчинёнными, прощать им неизбежные первые ошибки, помогать в психологической адаптации. Также и со стороны коллектива показана подчёркнуто сдержанная реакция на неприятное поведение главного героя, категорически неприемлемое в подобных ситуациях. К сожалению, многие такие эпизоды не получили надлежащего раскрытия и финализации, но задумка авторов была не в психологическом взбадривании зрителя, а лишь широкими мазками показать контраст между жизнью ТОЙ и ЭТОЙ, и как нелепо может выглядеть человек в непривычных ситуациях. Так сказать, добрым молодцам урок – хотя бы на отрицательных примерах показать, как делать не надо.
В фильме присутствует добротный мужской юмор, но всё-таки взвешенный и сдержанный, чтобы не травмировать чувствительного «широкого зрителя», – это вам не «Full Metal Jacket», нам тут такое не надо.
Лирическая линия сюжета очень нежная, почти воздушная, ненавязчивая и очень обаятельная. Добавлен даже элемент «боевого оленизма».
Особое. По сюжету несколько неказисто выражена мотивация героя, в неё почти не верится, т. к. трудно представить себе, чтобы даже очень неадекватный человек внезапно принял такое серьёзное судьбоносное решение. Отчасти герой доказал впоследствии, что он тоже имеет свой внутренний стержень и характер, но в момент принятия решения это было неочевидно. Однако же и это можно взять за образец мужского характера: твёрдо принимать решения, и неуклонно следовать к поставленной цели.
Не уверен, что Александр Демьяненко был лучшим вариантом на эту роль, но справился он на отлично.
Вывод. Производственная комедия с лёгким юмором, лёгкой лиричностью, и с правильным тяжеловесным общегосударственным смыслом. Образец правильного мотивирующего кинофильма. Не шедевр, но посмотреть можно смело.