Как сердечных дел доктор помог двум бедолагам.Замечательный, одновременно легкий и глубокий, фильм об отношениях, честности и равности.
Эрика – женщина за 50, ушедшая в трудоголизм, сублимирующая отсутствие отношений в творчестве. Женщина она по себе довольно яркая, что логично для её таланта, а потому достаточно эмоциональная. Но очень скованная и неуверенная в себе. Хотя, если посмотреть как она реагирует на флирт Джулиана и Гарри, то возникают некоторые сомнения в её неуверенности и зажатости. Видимо, недоработка авторов. Кроме того, она довольно привлекательна внешне, у нее высокий социальный статус и она богата - а как еще могло быть в голливудском кино! И, как в любой такой трудолюбивой и закомплексованной женщине, в ней зарыт океан страсти и чувств, который, как ружье на стене, не мог не выстрелить.
Интересный момент, что в силу подавленности чувств и эмоций, Эрика оказалась не очень зрелой и адаптированной к реальным отношениям. Поэтому, ее отношения с обоими ухажерами оказываются такими непосредственными, живыми и неординарными: без шаблонов и приевшихся ритуалов. И именно этим она их и подкупает. Она сильна и смела как лев и безоружна/непосредственна/уязвима как ребенок. Гремучая, беспроигрышная смесь.
Джулиан. Молодой обворожительный доктор, с манерами аристократа, уверенный в себе, нежный, понимающий, мудрый. Еще одна гремучая беспроигрышная смесь. Но именно из-за этой «смеси» он и проиграл, потому как она моделирует отношения близкие к «папа-дочь», нежели равное партнерское взаимодействие. Он, влюбляясь в Эрику, покоряет ее, безусловно! И она сдается под натиском его очарования. Но! Есть колоссальная разница между согласиться и выбрать… Эрика соглашается с этими отношениями, но не выбирает их сама.
Это очень важный момент, на который очень внимательно стоит обращать внимание в своей жизни. Если вы именно соглашаетесь на отношения, счастья в них не будет. Удовольствие может быть, но не счастье. Или если вы «завоевываете» партнера – тоже самое. Если человек не ВЫБРАЛ отношения, он в них не останется, и счастлив в них в итоге не будет никто.
Возвращаясь к отношениям Джулиана и Эрики, хочу обратить ваше внимание на то что НЕ возраст стал камнем преткновения в момент решения, хотя наверняка тоже сыграл свою роль. Неравность в браке – неважно в чем: возрасте, социальном положении, интеллектуальном уровне – всегда будет сковывать и играть против вас при каждом удобном случае. Но если оба партнера именно ВЫБРАЛИ эти отношения, то никакая «неравность» им не будет помехой, и они смогут ее преодолеть, где бы и как она не проявлялась. А проявляться она будет.
Ну и самый блистательный персонаж этого фильма – безусловно пожилой ловелас Гарри, в исполнении Джека Николсона! Реализованный Мужчина, идет «по жизни налегке», срывая женщин как цветы одну за другой, и отчаянно избегает каких бы то ни было серьезных отношений. Он богат, обворожителен, искромётен, умеет ухаживать за девушками и покорять их сердца своим искренним восхищением и легкостью. Но залог его успеха кроется не в умении говорить комплименты и покорять девичьи сердца богатыми подарками. Его успех в не-привязанности. Он ни во что не включается всерьез. Во всем его поведении сквозит история про то, что он ничему не придает значимости - отсюда легкость и непринужденность, ни во что не включается собой настоящим. Все что мы видим за рамками его отношений с Эрикой – это маска. Гениально отработанная, мастерски сшитая маска и ничего более. А за маской страх, неуверенность, глубина, чувственность… Все то, что раскрылось после его сердечного приступа, все то что он больше не может контролировать. Сердечный приступ сломал его маску, сорвал одежды привычного образа и он оказался один на один со собой.
Возвращаясь к отношениям Эрики и Гарри. В общем-то, им сам бог велел быть вместе. Они равны по возрасту, по социальному и финансовому положению, по статусу, по внутренней силе. Это РАВНЫЕ партнёры, в отличие от всего остального что мы видим в фильме. Кроме того, ситуация их знакомства не предполагает аристократических игр, а наоборот обнажает их настоящие лица и мотивы. У них не вышло поиграть в светских львов, и они разговаривают начистоту, и задают друг другу неудобные вопросы. И у них обоих, возможно впервые, появляется возможность встретиться с собой настоящими и при этом быть принятыми. И для них это похоже тот опыт, после которого вернутся к прошлому уже невозможно, да видимо и не актуально.
Эрика осознанно закрывалась от собственных чувств, избегая боли. Тут она рискнула и осознала всю бессмысленность и глупость этой стратегии. Начав знакомство друг с другом с «темной» стороны, им уже незачем пытаться что-то изображать из себя. Из этой точки, и только из неё, рождаются «настоящие» отношения! Если, как у себя дома, в пижаме и тапочках – это оно!
Очень восхитило поведение персонажа Д. Николсона. Несмотря ни на что, он не кинулся в эти отношения сломя голову, и не стал отрицать их сразу. Ему явно было нелегко «отказать» Эрике, он взял таймаут для того чтобы разобраться сначала с собой. Миром правит страх боли. И правит он не очень мудро. И действительно, необходимо много мудрости, зрелости и сил чтобы не пойти на поводу у страха причинить другому боль, будто он рассыплется от неё; не вестись на желание быть хорошим; не принимать решения из страха быть отвергнутым…
«Эту женщину нельзя не любить»! И этого мужчину тоже. Многие могут сказать что он сволочь, и кинул Эрику страдать… Кстати сцены её страданий – одно из немного, что в этом фильме вызвало отторжение. Второе, что вызвало отторжение – это то, как она использовала их роман для своей пьесы… Дословно. На мой вкус, это не этично. Так что здесь для меня вопрос - кто из них более неэтичен.
Киану Ривз конечно жаль, он милашка. Но он сыграл свою роль в этой истории. Сердечных дел доктор в прямом и переносном смысле. Он помог обоим этим заигравшимся с жизнью «половозрелым бедолагам» найти и обрести, каждому, себя. Без него бы этой замечательной и искрометной истории не получилось бы. Так часто в жизни бывает: чтобы встретить одного человека, нам нужно сначала встретить другого. А для некоторых встреч, иногда приходится оказаться в сложных и неловких обстоятельствах. Иначе, как еще наши ангелы-хранители нас сведут с нужными людьми и заставят их заметить!.. Иногда им приходится нас останавливать, иногда даже вот такими способами.