Корабль «Непробиваемый» пробивает бутылка при его первом выходе на воду. Здесь уже комизм. «Непробиваемый» пробит обычной бутылкой.
После этого судостроительный магнат Форшом (Луи де Фюнес) в ярости прогоняет с работы конструктора Констанье, который создавал это судно.
Затем Форшом в приступе ярости, состоянии эффекта начинает разбивать другую яхту, спроектированную тем же Констанье «Маленький купальщик». Яхта разбита им. Он виноват в своей несдержанности, отсутствии силы воли в способности контролировать свои агрессивные порывы. Но все уже сделано.
Затем Форшом узнает, что яхта «Маленький купальщик» заняла призовое место. И обладать этой яхтой теперь престижно, а от Констанье, которого он некоторое время назад выставил за дверь, теперь жизненно необходим ему для собственного престижа.
На что должен теперь пойти Форшом, чтобы получить благосклонность Констанье. Посещение церкви, которую он раньше и не очень то посещал: его там видят впервые. А церковь старая, все сломано, все нуждается в ремонте. Священнику, который тоже брат Констанье, невозможно вести службу по этим причинам.
Проезд по пол за лошадью, подъем на самый верх высокого маяка что еще придется совершить человеку, о котором, как об одном из римских императоров было сказано: «Не было на свете лучшего раба и худшего государя». Когда в человеке, в данном случае Констанье была необходимость, польза, нужда, корысть, он становится мягким покладистым, уступчивым, но это неискренно, фальшиво, наиграно. Потому что когда, Констанье был в подчинении у Форшома, он узнал обратную сторону этой покладистости, в виде жестокого, бессердечного увольнения за свои же собственные просчеты, ошибки, промахи, вину, несдержанность.
Похож же по складу характера и конкурент Форшома — месье итальянец, как о нем было кем-то сказано. Он услужлив, обаятелен, но хитер и корыстен, делая все ради лишь собственного прагматизма и ничего более.
Можно сказать, что здесь осуждается проблема чинопочитания, поставленная например, еще в рассказе А. Чехова «Толстый и тонкий».
И сам Констанье напоминает лесковского Левшу по складу характера. Он наделен даром мастера, у него «золотые руки», но он бесхарактерный, безвольный. Не в состоянии отстоять свое могучее я, которое того заслуживает.
Это говорит о вечных проблемах человека в не зависимости от времени, эпохи, страны, места действия. Проблемы одни и те же.
Фильм учит относится к человеку гуманно, с добротой, человечно во всех ситуациях, при любом раскладе событий жизни. Уметь признавать свои ошибки, свою неправоту. Беречь имущество, в данном случае яхту «Маленький купальщик».
Вместе с тем фильм смотрится очень легко. Луи де Фюнес очень динамичен, ярок, эксцентричен, перенося это все в данную картину. Он мастерски владеет техникой, несмотря на то что, по сюжету не может управлять трактором, когда, человек, которому отдавили ногу, был прикован к постели в тот момент, пытаясь объяснить, что нужно сделать с трактором.
Долгая поездка на тракторе, зависание на шлагбауме, испытание уникального изобретения того же гениальнейшего Констанье на воде, в результате частичной «поломки» которого за горе-испытателем пошел выводок гусей — все это выглядит очень смешно и увлекательно.
Помимо того, много водных приключений, которые вязаны с определенной цикличностью. Они тоже великолепны, динамичны.
Вызывает восхищение и семья Констанье: они трудятся в разных областях: конструктор, священник, но всем присуще чувство семейного коллективизма, который вызывает уважение.
И в этой комедии чувствуется покой тех далеких шестидесятых, с мирным бытом, трудом, и вневременными проблемами.
10 из 10