Самая грустная комедияИ тем она грустнее, что очень смешная.
Вот ведь какое интересное дело – 2001 год, самое начало века 21-го, позади девяносто суровые годы, и вроде как наш кинематограф заполонил пресловутый «культ насилия и секса», а фильм по-советски душевный, забавный и какой-то даже родной. Хотя, в общем-то, и секс, и насилие тут есть, с другой же стороны – попробуйте докажите, что в советском кино их не было.
Фильм соткан из нескольких мозаик, в каждой из которых – своя горечь, свои печали и свой огонёк, согревающий душу и дающий надежду. И пусть сюита механическая – за сердце она трогает не хуже живой.
Два совершенно разных человека, работающих на одном заводе, отправляются в весьма печальный вояж – забрать тело своего умершего коллеги и похоронить его на родной земле. Когда в дело вмешивается «
выпьем!», то оно определённо начинает идти в другую сторону. И тут на сцену выходит чёрный юмор, которого так мало (удачного!) в наших фильмах, и здесь тебя посещает смешанное чувство – рот открывается для того, чтобы выразить удивление и одновременно чтобы посмеяться.
Если бы сейчас шла активная промо-компания «Механической сюиты», то бесконечные продюсеры и дельцы от кино твердили бы на всех углах: «это так по-русски», «в этом вся русская душа!» – донельзя пошлые фразы, и, к счастью, создатели не внесли в фильм эту дикую прямолинейную банальность. Лишь
Зинаида Шарко, бережно поглаживая могилу человека, на кресте которого красуется лишь табличка с номером, ласково говорит: «Мы ведь в России живём». И в этом всё, и всё понятно сразу, не нужная пустая многословность.
Похвалить и полюбоваться здесь можно многим: от музыки
Леонида Фёдорова до потрясающего актёрского ансамбля – не говоря уже о том, что
Гармаш и
Хабенский предстали здесь в совершенно необычных образах, так ещё и эпизодники –
Кузнецов, Воробьёв, Баширов и другие уже одним своим появлением привели в дикий восторг.
Все истории переплетаются здесь вроде как нарочно – но ведь нет более искусного тасовщика и фокусника, чем жизнь. И вот уже Люба (
Добровольская) сталкивается в отделении милиции с объектом обожания (
Зибров), а Митягин (
Пореченков) лишь после всей той кутерьмы, в которой он прокрутился, понимает простейшие ценности (вроде той, что «друг – не просто слово»).
Десятку всё же не поставлю, ибо некоторые сюжетные события повисли в воздухе, ну и фантасмагории, жонглирующей чёрным юмором, после фильмов Мамина ждёшь более забористой, что ли). Но тем не менее «Сюита» оставила приятную, милую грусть, а это тоже хорошо.
8 из 10