«А на часах без пятнадцати три,
Время — как река, не воротишь назад.
А ты хоть раз попробуй, оглянись, посмотри,
Что сумел, что сделал, и кто этому рад»
К. Кинчев, песня «Мама»
Артхаусный, практически лишенный голливудского флера, фильм американского кинорежиссера Александра Пэйна «О Шмидте» по моему личному убеждению входит в число лучших работ индустрии кино. Эта картина оказывается невероятно близка по духу, понятна своими посылами и совершенно четко формулирует всю поднимаемую проблематику нашего бытия. А исполнитель главной роли Джек Николсон становится своего рода зеркальным отражением нас самих.
Уоррен Шмидт (Николсон) почти четыре десятка лет отработал в большой компании, но его попросили уступить место молодому поколению и выйти на пенсию. Тяжелый удар для человека — ощутить свою ненужность, понять, что ты сошел с поезда. Как и герой Михаила Ульянова в «Частной жизни» (1982г), Шмидт оказался деликатно «выброшен на помойку». Каждый прожитый день становится похож на предыдущий. Привычная рутина жизненной спирали. Когда остался «на обочине», а кроме работы особых хобби и увлечений у тебя нет, впору и вправду начать потихоньку сходить с ума. Как некстати еще и умирает супруга — рушится и этот, кажущийся незыблемым, уклад.
У каждого из нас своя судьба, мысли, страхи, желания, слабости. И наша жизнь не всегда в наших собственных руках. Обстоятельства бывают суровей нас и оказываются жестоки. Борьба с ними — проверка нашего характера, силы воли. Но слаб ли человек, потерявший почти все на излете своей жизни и нашедший отдушину в письмах африканскому мальчику-сироте? Возможно, да. И в этом посыл фильма — таких людей, как Шмидт, за внешним благополучием одиноких и проживающих жизнь аморфно, значительная часть общества. Наверно, лучше всего должна характеризовать жизненное кредо личности фраза из одного гангстерского фильма, которую следует себе постоянно задавать — «либо ты крутой, либо всмятку».
Шмидт как раз оказывается из второй категории. И Джек Николсон мастерски раскрывает своего героя. Дотошно и пристально мы вглядываемся в его мир, мир замкнутого, рассудительного и мало эмоционального человека. Несмотря на изменяющуюся обстановку вокруг, герой почти не претерпевает трансформации, лишний раз становясь вновь и вновь жертвой обстоятельств, покорно следуя судьбе. Уже, пожалуй, поздно что-то менять. Остается только время светлой грусти — рассматривать голое дерево на похоронах, отдаться воспоминаниям об ушедшем детстве, поговорить со звездами на крыше трейлера… И «исповедоваться в прегрешениях» в письмах шестилетнему мальчику-сироте из Африки. Именно посредством этих строк, герой Николсона общается со зрителем. Они пытаются быть вложенными в уста тех, кто еще юн, предостерегая их, как жить нельзя.
Картина Александра Пэйна «О Шмидте» не кажется сложной для понимания и чрезвычайно глубокой, напротив — режиссер ясно и поступательно демонстрирует главный и очевидный смысл, лучше всего характеризующийся знаменитыми словами Н. А. Островского — «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Актерская игра Николсона здесь находится на высочайшем уровне, ведь он создает «за уверенной внешностью печаль» почти беззвучно, взглядом, изгибами морщин на лбу, загнутыми уголками рта, опущенными руками и неуверенной поступью…