Волшебник-самоучка, показывающий соседям фокусы«Учиться, учиться и еще раз учиться!» - это слова Владимира Ильича Ленина, которые впитались всем советским людям до мозга костей. Но с высоты своих лет, я понимаю, что фраза сия не доведена до конца. У меня возник вопрос: а чему учиться и у кого? Ведь учиться можно, как добродетели, так и низменным вещам, при этом ни капли не сомневаться, что ты не прав. Познакомившись с работами Альфреда Хичкока, я понял, что это именно тот мастер, у которого режиссер и, в первую очередь, оператор могут научиться многим премудростям. Даже неискушенный зритель, увидев его картины, может кое-чему научиться в операторском и режиссерском мастерстве. Повествование здесь пойдет о киноленте выдающегося режиссера жанра детективов и триллеров - Альфреда Хичкока «Окно во двор». Она является цветной экранизацией 1954 года рассказа американского писателя детективных жанров Корнелла Вулрича «Наверняка, это было убийство». Над сценарием поработал Джон Майкл Хейс. Я не читал рассказа, но, на мой взгляд, сценарий написан в лучших традициях детективных жанров. На протяжении часа и пятидесяти трех минут, я был пленен атмосферой тайны и саспенса. Музыка композитора Франца Ваксмана придавала картине еще больше нагнетающей атмосферы, однако вокал-джаз, который также присутствует в некоторых сценах, ласкал слух.
С самого начала картины, оператор Роберт Беркс соответствует своей отменной работой названию кинокартины: камера плавно движется через окно во двор. Она панорамно показывает практически всех жильцов, делая акцент на каждом из них. Благодаря этому, мы уже немного узнаем о соседях героя. Например, что они любят и чем занимаются. Охватив окна дома, расположенного напротив окна нашего героя, она возвращается на исходную точку и знакомит нас с мистером Джеффри, которого, как всегда, блистательного сыграл американский актер Джеймс Стюарт. Знакомя нас с ним, сидящим на инвалидной кресле, демонстрируют его загипсованную ногу от ступни до бедра. Но даже без слов оператор дает исчерпывающий ответ на вопрос о его сломанной ноге. Оператор показывает нам предметы в квартире Л. Б. Джеффри. По сломанному фотоаппарату и фотографиям с автомобильной аварии, становится вполне очевидно, что наш герой фотограф, которого сбила машина. Попав в разряд обездвиженных людей, он вынужден сутками просиживать в квартире. Из развлечений он выбрал наблюдение за соседями, чьи окна выходят во внутренний двор. У него есть любящая его девушка Лиза Фремонт, которая принимает его таким, какой он есть: эгоистичный индивидуалист, но тот, в свою очередь, всячески отталкивает ее. Я много слышал об актрисе Грейс Келли, по совместительству 10 княгиня Монако, которая блистательно воплотила на экране Лизу Фремонт. Есть определенный тип людей, которые с первых секунд знакомства, располагают к себе. Грейс именно такая. Ее движения и жесты грациозны, словно у златокрылой бабочки, порхающей с цветка на цветок. За данную роль в 1954 году актриса получила премию Национального совета кинокритиков США, как лучшая актриса. Кстати говоря, спустя год, Джон Майкл Хейс за сценарий к данной кинокартине был удостоен премии Эдгара Аллана По. Для создания киноленты была проделана колоссальная работа. Были созданы самые большие декорации, построенные на студии Paramount Pictures. Если уж Альфред Хичкок решил создать кинофильм, то ни один человек из киногруппы не будет у него бездействовать.
Развлечение мистера Джеффри приводит его к весьма серьезным открытиям. Каждый день, наблюдая за соседями, он в доскональности изучает их распорядок. В одну ночь, он замечает, что его сосед: продавец драгоценностей среди ночи, да еще и в дождь целых три раза выходил из квартиры и возвращался с чемоданом. Тут в фотографе просыпаются задатки детектива. Он подозревает, что тот выносил в чемодане свою жену по частям. Он начинает маленькое расследование, которое в конце концов разоблачает убийцу. В этом деле ему помогают его девушка Лиза и сиделка, которую сыграла обладательница премии «Тони» Телма Риттер. А вот друг его и по совместительству полицейский Томас Дойл в лице американского актера Уэнделла Кори так до самого конца кинокартины не поверил своему другу, что продавец убил свою жену. Лишь когда все раскрылось, он пришел на подмогу. С моей точки зрения, в картине были допущены некоторые «помарки» относительно самого убийцы. Во-первых, актер Рэймонд Берр сыграл свою роль весьма неубедительно. Мне было трудно поверить, что убийца так бы себя вел. Во-вторых, очень глупо было с его стороны избавившись от жены, запереть окна в ее спальне. Это уже наталкивает на подозрение. Да еще и убил собаку, которая игралась рядом с цветочными клумбами на глазах у всех. В-третьих, против него все улики были косвенными, прямых доказательств его вины не было, а он, вместо того, чтобы требовать доказательств, моментально выдал себя, напав на Л. Б. Джеффри. Несмотря на то, что все было предсказуемо, картина держит в напряжении зрителя до конца. Мне также понравились истории остальных соседей: одинокая женщина, которая решается на самоубийство, но, услышав чудную музыку своего соседа композитора, решает подняться к нему и подружиться, т.е. выбирает жизнь. Молодожены, которые, въехав в квартиру, были очень счастливыми, но постепенно их любовь увядала, зато в конце они остались вместе, несмотря ни на что и т.п. Режиссер хотел сказать нам, что нужно быть бдительными к окружающим нас людям. Нужно быть наблюдательным, ведь может случится так, что кто-то окажется между жизнью и смертью, а единственный кто может помочь – это ты. Единственное, что может понадобится лишь твое внимание. Взять к примеру роман Джека Лондона «Морской волк», ведь если бы Волк Ларсен не увидел тонущего Ван-Вейдена, тот бы пошел ко дну. Кинокартина «Окно во двор» навсегда останется в моей памяти, как образец качественного, настоящего детективного кино. Этот фильм – кладезь режиссерского и операторского искусства.
10 из 10