made by Alfred Hitchcock.Альфред Хичкок — великий деятель кинематографа. Его картины по кадрам изучают в институтах. Да что там говорить, коммерческий Голливуд снимает про него фильмы! Но, когда начинают говорить о его творчестве, то что упоминают? Конечно же, всё самое яркое: «Психо», «Головокружение», «Птицы», «На север через северо-запад». Но поверьте, «Окно во двор» не менее зрелищно, однако тут есть свои нюансы.
Начнём с того, что данный фильм, в отличие от большинства работ Хичкока, является скорее детективом, нежели триллером. Зритель и главный герой вместе следят за развитием событий, у них общая точка обзора, и они оба никак не могут повлиять на происходящее. Это ещё больше сближает нас с персонажем Джеймса Стюарда, тем более что он никакой не герой, не обладатель мужественной профессии, а просто фотограф, обычный человек, который боится женитьбы больше чем арктического холода, взрыва бомб и всех прочих экстремальных ситуаций вместе взятых. Да, он харизматичен, обладает чувством юмора, но как можно устоять перед Грейс Келли просто уму непостижимо!
В недавнем биопике «Хичкок» поднималась тема идеальной блондинки, которую всю свою жизнь искал маэстро. И, по моему мнению, персонаж Лизы Фремонт должен находиться если уж не на вершине списка, то как можно ближе к нему. Её первое появление на экране воистину божественно! Лёгкая улыбка, милый взгляд, румянец на щёках, прекрасная шаль и утончённое одеяние просто вводят в лёгкий ступор. А теперь добавьте сюда изящную фигуру, чувство стиля, дух авантюризма, игривый характер в купе с тонким чувством юмора и вы навсегда влюбитесь в этого персонажа. Кстати о чувстве юмора — с этим тут тоже всё в полном порядке. Впрочем, эта техника сама по себе является классикой: нужно иногда выпустить пар, чтобы не закипеть от напряжения на середине фильма.
Звучит обыденно: красивая героиня, герой, которого легко ассоциировать с собой, юмор, детектив. Знакомо? Не то слово! Но! Мы же все давно поняли, что всё великое хранится в деталях. Если сделать фильм под завязку забитый спецэффектами, то он будет плоским и глупым, если фильм будет содержать тысячу и один сюжетный поворот, то он будет занудным, а концовку мы так и вовсе не поймём. Поэтому «Окно во двор» играет на полутонах и послевкусиях.
Например, сюжетная линия кроме основной повествовательной линии про расследование странных обстоятельств имеет с десяток других занятных историй. Это может быть история любви главных героев, маленькие жизни, которые протекают в других квартирах, социальная сатира и трагедии. Все они не просто гармонично существуют внутри основного сюжета, но и временами дополняют его. А как же тот факт, что повествование идёт практически с одной точки обзора. Специально для этого фильма в павильоне, тогда ещё скромной компании Paramount Pictures, были снесены полы одного из этажей, чтобы построить огромную сцену внутреннего двора. Было продуманно четыре разных освещения, построены несколько комнат, и всё это великолепие режиссёр снимает, по сути с одной точки. А для придачи выразительности Хичкок использует интересные визуальные ходы. Можно ведь придумать некого собеседника, в диалоге с которым раскроется завязка сюжета, а можно одной сценой рассказать о герое гораздо ярче. Так же в картине нет фоновой музыки, все звуки, исключительно бытовые. И ведь не скажешь, что всё вокруг как-то камерно и скучно. А что касается операторской работы и монтажа, так это просто феноменально! Средний ракурс на событие, потом мгновенно крупный план на главного героя — и сразу понятно его отношение к данному событию. Таким простым способом зритель погружается в атмосферу, узнаёт лучше главного героя и увеличивается динамика.
И это всё 1954 год! А сколько ещё интересных тонкостей скрывают эти 112 минут повествования! Сколько интересных техник, скрытых смыслов и сравнений. Фильм можно изучать и изучать, смотреть не единожды и каждый раз находить новое, всё тоньше и острее воспринимать каждую мелочь, искать в ней что-то интересное. А для тех, кто хочет просто посмотреть кино, «Окно во двор» тоже является очень хорошим вариантом. Несмотря на речи про убийство, вы не увидите не единой капли крови, но иногда будете вдавлены в спинку кресла от напряжения. Вы увидите детективную историю без единого сюжетной дыры, каждое действие героя будет обоснованно и гармонично. Вы образ романтичной женщины из прошлого, без вульгарности и показной сексуальности. Вы погрузитесь в мир качественного кинематографа с продуманным сюжетом, прекрасными артистами, ярким юмором и притягательным саспенсом. Сейчас такими фильмами начинают пренебрегать. Вот поэтому «Окно во двор» и уникально.