Классика жанра #97Если в 80-е в жанре хоррора царили (ну, в основном) слэшеры, то 70-е могли похвастаться чуть ли не наибольшим разнообразием тематики. Каждая тема стала основой для бесконечных подражаний, заимствований и пародий. Фильм про одержимость? Пожалуйста – культовый «Изгоняющий дьявола». Космический хоррор? «Чужой» Ридли Скотта. Да те же самые слэшеры хоть и обрели наибольшую популярность в 80-х, расцветали именно в 70-х – «Хэллоуин» и «Техасская резня бензопилой» не дадут соврать. Много чего еще можно вспомнить – и первые фильмы по Стивену Кингу, и Фульчи с Деодато, и Ромеро… Однако, в 70-е положила свое начало еще одна классическая страшилка – про дьявольского мальчика, Антихриста. Да, был еще «Ребенок Розмари» в далеком 1968-м, но, согласитесь, фильмы абсолютно разные.
Итак, перед нами мистический хоррор
Ричарда Доннера «Омен». Господин Доннер впоследствии станет очень уважаемым и известным режиссером, который подарит миру такие хиты, как «Супермен», «Смертельное оружие» (все 4 части!), «Мэверик» и другие. Однако, именно «Омен» был для него прорывом. От сценария, кстати говоря, отказались все студии, и лишь «ХХ Век Фокс» дали добро на съемки – да и то при условии, что многие сцены будут смягчены или попросту убраны. По итогу создатели решили сосредоточиться на саспенсе и психологическом напряжении.
Американский дипломат Роберт Торн (которого играет Грегори Пек) узнает, что его ребенок умер при родах. Священник предлагает герою усыновить мальчика, который родился одновременно с умершим ребенком Роберта. Торн не осмеливается рассказать о подмене своей жене, поэтому они просто начинают жить счастливой жизнью. Ну а дальнейший замес всем известен – мальчик оказывается не от мира сего, поэтому спустя пять лет он начинает наводить в мире свои порядки. Со временем до Роберта доходит, что к чему, и он оказывается перед сложным выбором. С одной стороны – это его сын, с другой – это не его сын, да и что вообще делать в этой ситуации?
На самом деле чего ходить вокруг да около – перед нами самая настоящая классика, еще один фильм, который начал не только целую франшизу, но и породил сотни фильмов-подражателей. Однако, только лишь хорошего сюжета для успешного фильма мало. Во-первых, Ричард Доннер очень уверенно руководит постановкой фильма. Да, первый час менее динамичный, чем второй, в чем-то он даже медлителен. Но именно в первой половине и происходит то самое нагнетание атмосферы.
Во-вторых, хочется упомянуть жуткую (в хорошем смысле этого слова) музыку Джерри Голдсмита, за которую он получил Оскара. Музыкальные композиции превосходно подходят к тем сценам, где они играют. Ну и, наконец, хочется отметить отличную актерскую игру – и не только Грегори Пека, а вообще всего актерского ансамбля, включая маленького виновника торжества.
Что касается минусов – да, на мой взгляд, они тоже есть, хотя и не очень значительны. В основном, я могу их отнести к некоторым нелогичным (а то и вовсе глупым) моментам. К примеру, смерть священника в первой части фильма – сцена снята так, будто у героя есть достаточно времени, чтобы просто отойти в сторону. Я понимаю, что это был как бы двигатель сюжета, но почему он умер именно так? Да и новую гувернантку я бы выгнал уже после первого неповиновения… Но ладно, придирки есть придирки.
В общем и целом – хорошее и качественное кино, в меру жутковатое, но больше просто интересное. И хорошее оно не потому, что было снято давно и его принято считать классикой (вспомним «Ужас Амитивилля», который… даже не хочется вспоминать), а потому что в нем действительно удачно сошлись крепкая режиссура, качественный сценарий и добротные актеры.
Спасибо за внимание
7,5 из 10