«И установил он царствие свое на Земле».В жанре каждого жанра фильма есть сразу несколько представителей из разряда классики, устанавливающих свои порядки на протяжении многих лет и цитируемые до сих пор. К примеру, классикой жанра триллеров стала вся работа Алфреда Хичкока, от его самых начальных работ до самых почитаемых ("Психо», «Головокружение», «Окно во двор», «Незнакомцы в поезде»). Что же говоря о культовых работ жанра ужасов, то здесь очень много представителей в разных направлениях: это направление слэшеров (спасибо мистер Уэс Крэйвен) и фильмы о монстрах (вампирах, оборотнях и прочее). На рубеже 1970 — ых — 1980- ых вышло очень много культовых работ, включая «Изгоняющего дьявола»,«Челюсти», «Техасскую резню бензопилой», «Кэрри», однако на ровне с ними можно возвести еще одну душераздирающую историю — «Омен», снятый Ричардом Доннером в 1976 году, которая так же внесла свой вклад в прогрессирование жанра.
Он был рожден шестого числа и шестого месяца. Ровно в ранние шесть часов утра. Решив не говорить жене правду о том, что их ребенок погиб при родах, американский дипломат Роберт Торн, хоть и задумывается, в итоге соглашается на принятие другого новорожденного ребенка, родившегося в это же время. Тогда Роберт не придавал значение тому, кто является родителями новорожденного (мать, по словам священника, просто погибла при родах). Малыша назвали Дэмиеном. Увидев на лице жены улыбку, дипломат вовсе забывает про все на свете. Проходит время, мальчик растет быстро, а в один день, в его день рождения, происходит нечто ужасное — Няня Дэмиена произносит непонятную речь и вешается у всех на глазах. Посчитав случившееся простой случайностью, Роберт все же начинает приходить к идее, что все убийства происходят не случайно, и что возможно главным источником смертей является именно Дэмиен…
Режиссером фильма стал Ричард Доннер, для которого «Омен» стал первым большим проектом в карьере и единственным представителем фильмов ужасов (дальше Доннера ждут сразу четыре части «Смертельного оружия», «Мэверик», «Теория заговора»). Для такой непростой работы, еще и с бюджетов в 2,8 миллиона долларов, Ричард подошел, что называется в самую пору: фильм выглядит натуральным, мрачным, по — настоящему оригинальным и устрашающим. Чего стоит только сцена со священником или концовка, еще больше затягивающая зрителя в трясину ужаса и страха до самых мурашек. Огромный плюс фильма в том, что он не линеен, не так банален, как принято делать сегодня (есть не большой процент исключений). Конечно, многие «эксперты», посмотрев современные картины на подобную тематику, могут посметь заявить следующее: Фильм слишком скучен и совсем не страшный. Не стоит слушать эту чепуху, так как каждую минуту лента Доннера погружает в происходящее этой удивительной истории. Режиссер, вместе со сценаристом Дэвидом Зельцером, не делают компромиссов, они работают для полной атмосферы, не пропуская важные детали. Для сценариста работа над творчеством была так же не совсем легкой — Дэвид никогда не писал подобного, а единственным большим проектом был сценарий к «Вилли Вонке и шоколадной фабрике». Однако, во время просмотра, кажется, что сценарист является закаленным профессионалом ужаса: сама идея удивляет (ребенок — антихрист), сам сюжет, его развитие не подвели, ибо наполнены непредсказуемыми моментами, включая исторические аспеты, герои прописаны ярко, будто списаны с живых прототипов. Сценарий к оригиналу — это всего лишь полуоткрытая книга всей истории о становлении Дэмиана, становлении его истории. Поэтому мальчика здесь будет не так много, как хотелось бы многим. Все еще впереди. Отличный, заметный сценарий, каким должен гордится Дэвид Зельцер, а начинающие сценаристы — изучать букву за буквой в его написании. В нужной конструкции работает оператор Гилберт Тейлор, снимающий фильм не спеша, аккуратно, придавая картине мрачные цвета и эффект нарастающей атмосферы. Тейлор не раскрывает карт, от происходящего просто не знаешь что и ожидать. Весомый вклад в ту самую пугающую атмосферу внес никто иной как композитор Джерри Голдсмит, известный по саундтрекам к двум частям «Полтергейста», второму «Психо» и «Вспомнить все». Музыка по большей части мрачная, отдает нужным напряжением (главный залог успеха всего фильма). Композитор даже не побоялся написать к некоторым композициям, как к «Ave Satani», придать церковное пение. В сочетании данного трека с концовкой ленты, мы получаем великолепное состояние настоящего ужаса, которые передают последние кадры, прежде чем экран погаснет. Музыка в «Омене» отчетливо напоминает дыхание, то зачастую нарастая, возвышая атмосферу, то слегка ее опуская, что бы людей не хватил сердечный приступ (это не шутка, многие люди во время просмотра падали в обморок). И хоть у Джери Голдсмита свыше двухсот фильмов, к которым он написал музыку, композиции к данной ленте можно назвать его самой лучшей работой (как — никак это подтверждает «Оскар» за эту работу).
Не возникает никаких претензий к актерскому составу. Яркая, выразительная игра Грегори Пека заметно выделяется среди всех звезд, играющих в проекте. Пек настолько вошел в азарт игры, что даже можно задаться вопросом — импровизирует он или нет. Действительно, очень натуральный образ Ричарда Торна, сначала не замечающего совпадений, а затем начинающего настоящее расследование. Пек, помимо всего сказанного, играет очень эмоционально по отношению к его экранной супруге — Ли Ремик. В кадре они кажутся настоящей семьей. Дэмиана сыграл Харви Стивенс. Сыграл вполне убедительно для своих шести лет. Немного выдает своего персонажа Билли Уайтлоу, не только своей таинственной игрой, но и всем своим видом, с первых самых секунд появления. Хороший актерский состав и великолепная, выделяющаяся игра Грегори Пека!
Фильм Ричарда Доннера может похвастаться многими престижными наградами (не каждый день фильм ужасов номирирован на «Оскар» или «Золотой глобус»): в 1977 году «Омен» получает номинацию от «Золотого глобуса» в категории «Лучший актер — дебютант», следом идет «Лучшая актриса второго плана» — все мимо. Позже еще одна номинация от «Сатурна» ("Золотой свисток — Лучший фильм ужасов»). Зато целых две номинации на «Оскар» — «Лучшая песня» и «Лучший оригинальный саундтрек» — одна из них победная (за заслуженный саундтрек Голдсмита).
Итого:
«Омен» — это отличная, качественная режиссура, великолепный, оригинальный сценарий, аккуратная и атмосферная операторская работа, берущие за душу композиции Джерри Голдсмита и натуральная игра актерского состава. Это классика фильмов ужасов и редкий представитель настоящей атмосферы страха. Сейчас подобное ели и снимут, то раз в пару лет, не больше. Фильм полностью оправдывает свое внимание, а последующие серии будут менее убедительными, однако смогут рассказать всю историю до конца. Рекомендовать хочется фанатам как классики ужасов, так и просто фанатам классики, фанатам режиссера или актерского состава и всем фанатам мрачной атмосферы.
Спасибо за внимание и приятного просмотра!