Сын волчицы« — Это не человеческий ребёнок. Не испытывайте иллюзий.» (с)
Сегодня дефицит по части качественных остросюжетных картин. А череда слабых неудачных ребутов Некогда успешных лент изрядно всем уже надоела. В связи с этим, хочется вспомнить не то ремейк, не то новую экранизацию известного мистического ужастика Дэвида Зельцера «Предзнаменование», осуществлённую в 2006 — ом бесталанным постановщиком Джоном Муром. Я был один из тех немногих, кто принял эту картину, и даже признал, что если она и уступает в саспенсе оригиналу, то не намного. Да и по част актёрских работ тоже самое, разве что Лив Шрайбер слабая конкуренция Грегори Пеку. Но в целом то была успешная, качественная постановка. Лучший фильм Мура и один из лучших ремейков классических картин. Но речь пойдёт не о нём, а о фильме Ричарда Доннера — одном из родоначальников целого направления в жанре. Именно первый «Омен» положил начало истории фильмов про демонических детей. Сегодня он испробовал все возможные формы, и фактически начал топтаться на месте. Но в середине 70-ых это было чем то необычным, и изрядно пугало и даже шокировало публику. Доказательством тому невероятные коммерческие сборы триллеров Доннера и Фридкина. Но если «Изгоняющий Дьявола» пугал зрителя в открытую, то «Омен» постепенно нагнетал липкого, обездвиживающего страха, являясь более искусной работой. В этом плане, даже получивший от меня лестный отзыв ремейк Мура — заметно уступает оригиналу по части атмосферы. В старом фильме она более мрачная, от того и гораздо более зловещая. А винтажный стиль кино 70-ых придаёт особого колорита. Несмотря на малое количество пугающих сцен и неспешное повествование, идущая два часа картина захватывает в свой жуткий сюжет. Наверняка фильму повезло, что сценаристом его стал автор литературного первоисточника. Который грамотно сократил своё же произведение, адаптировав его для экрана. Режиссёром картины стал, на тот момент малоизвестный, молодой постановщик, в последствии ставший одним из голливудских тяжеловесов. Ричард Доннер работал с разными жанрами: делал экранизацию комикса, снимал пародийный вестерн, полицейские боевики и детские комедии. В данном случае, он прекрасно продемонстрировал, что может ставить триллеры. Жаль, что в будущем к этому жанру он не возвращался…
Всегда считал, что самым важным (кроме сценарной основы) при создании «ужастика» является толковая операторская работа, и само собой разумеющиеся саундтрек. Ведь музыкальное сопровождение запоминается порой не хуже визуального ряда картины (и может прекрасно жить в отрыве от него). Здесь это соблюдено очень хорошо. Замечательная операторская работа Гилберта Тейлора делает просмотр фильма интересным, даже в спокойных эпизодах, когда персонажи заняты простыми семейно — бытовыми делами. В важных сценах, когда случается очередное проявление сверхъестественных сил, оператор находит интересные ракурсы съёмки, заостряет внимание зрителя на каком то моменте (как то глаза этой демонической собаки и няни Дэмиена, которые словно общаются меж собой с помощью гипноза). Много интересных находок, к примеру сцена падения героини Ли Реми через перла, или невероятно качественно снятый эпизод жуткой гибели несчастного фотографа… А уж мелодии написанные для картины маэстро Джерри Голдсмитом — и вовсе переоценить невозможно! Основная часть «дьявольщины» не мыслима без этих композиций. Зловещие песни похоже на церковные напевы, некоторые из которых исполнены детьми действительно пугают. Так же хочется отметить работу художника — идеальные сочетания, на первый взгляд избыточного чёрного с любым интерьером: не важно резиденция посла ли, особняк ли, улицы города или же кладбище. Так же понравилась картинка на открывающих фильм титрах, на которой изображён стоящей понуро мальчик, отбрасывающий тень в виде перевёрнутого креста. В целом — фильм безупречно выглядит как с визуальной стороны, так с актёрской игрой. Занятые артисты в основном фон для душевных терзаний героя Грегори Пека. Но фон очень хороший. Роль его жены исполняет симпатичная, гораздо моложе его блондинка Ли Ремик. Она по сюжету ближе к середине фильма оказывается в больнице, поэтому показывают её не так часто как Пека, и раскрыться этому образу как следует не дали. Хотя возможно Доннер боялся, что удели он больше внимания испуганной матери, зрители будут считать это откровенным подражанием Роману Полански, с его «Ребёнком Розмари» — главной героини которого на определённом этапе беременности начинает казаться, что она вынашивает в своей утробе Антихриста. Да и раз уже образ нервной матери был воссоздан на экране, Доннер вероятно решил продемонстрировать в похожем амплуа мужчину — того человека, который уверен в том, что его приёмный пятилетний сын — отпрыск Дьявола. Сыграл которого, к слову маленький Харвин Стивенс, на удивление весьма сильно для столь юного возраста. Его маленький дьяволёнок — этакий вечно сердитый бука, который смеётся крайне редко, а когда делает это — мурашки бегут по коже. Вспомнить хотя бы его финальную улыбку на похоронах приёмного отца, когда он стоит среди четы президента США — одного из могущественных людей мира. Сразу всплывает отрывок из древнего пророчества, в котором говорится, что Антихрист явится в наш мир из вечно неспокойного моря, которым толкователи писания назвали политику…
Думаю обсуждать сюжет излишне, даже те кто не читали оригинальную книгу Зельцера и не смотрели классический фильм Доннера, наверняка видели современный их вариант в виде ремейка Мура (выход которого в шестом году, шестого месяца шестого числа — в своё время наделал много шума). А если нет, то им смотреть картину будет вдвойне интересней: так было во времена моего детства, когда мы садились смотреть по телевизору картину, о существовании которой узнавали как правило только за несколько дней до показа, и знали о ней только то, что могли увидеть в рекламном ролике. Сейчас те далёкие уже времена, когда не было широко доступного интернета, кажутся каким то диким анахронизмом. Но если вдуматься, то в них всё же была своя прелесть. Кино тогда было чем то таким, что все могли ждать чуть ли не неделю, а после обсуждать с ребятами увиденную накануне картину, делится впечатлениями и разбирать понравившиеся детали… Признаться в детстве я не совсем понимал причину отсутствия в этом фильме «хеппи — энда» (сиквелы ленты я тогда вообще не вдел). Но «плохой» конец запал в душу, не давая картине затеряться в просторах моей памяти. Пересматривая «Омен» в более зрелом возрасте я понял зачем финал именно такой. Нужно быть на строже — зло не дремлет. Борьба добра со злом ведётся вечно, с переменным успехом. Всегда нужно думать о будущем, и разбираться в людях. Тем более тех, которые имеют допуск к власти. И как говорит один мой любимый кинорежиссёр, нужно остерегаться тех, кто её алчет…